начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "И"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ИГРА 
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ИДЕАЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА 
ИКОНА 
ИКОНОГРАФИЯ 
ИКОНОПИСЬ 
ИЛЛЮЗИОНИЗМ 
ИЛЬИН, Иван Александрович 
ИМПРЕССИОНИЗМ 
ИНВАЙРОНМЕНТ 
ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ 
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНСТАЛЛЯЦИЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ИНТУИТИВИЗМ 
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНФОРМАЦИЯ 
ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ 
ИСКУССТВО 
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР 

 

ИКОНОГРАФИЯ  (греч. eikon — изображение, образ и grapho — пишу, черчу, рисую) —

в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённой теологической концепцией (например, икона Богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве).

По мере обогащения искусства новым содержанием схемы иконографии постепенно менялись и усложнялись; в дальнейшем обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художника обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании иконография (иконографический метод) — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен.

Сложившийся во Франции в 1840-х гг. как средство изучения средневекового искусства, истолкования его символики, аллегорий, атрибутов, метод был использован во второй половине XIX — начале XX в. Н. Кондаковым для изучения византийской традиции в древнерусском искусстве.

Э. Панофский расширил границы и возможности иконографии, положив её в основу иконологического метода исследования произведений искусства, определяющего их значение и смысл в контексте данной культуры.

Обращение к иконографии, сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетически-художественных аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (например, А. С. Пушкина, декабристов и пр.) или сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.