начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Э"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭКЛЕКТИЗМ 
ЭКО, Умберто 
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
ЭКШН 
ЭЛИТА 
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 
ЭЛЛИНИЗМ 
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
ЭНВАЙРОНМЕНТ 
ЭСТЕТИКА 
ЭТНОЦЕНТРИЗМ 
ЭТОС 
ЭТРУСКИ 

 

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО  (крито-микенское искусство) —

художественная культура Греции 3-2-го тыс. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); отчасти — искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и острова Кипр.

История Эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии.

По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.

Расцвет Эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7-м — начале 3-го тыс.н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.).

Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 гг. до н. э., посёлки Кастри на о. Сирое, Кинфос на о. Делос, Даскалейон на о. Керос; посёлок близ Панорма на о. Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы — ящичные и круглые в плане, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе « сковороды » со стилизованными изображениями корабля и рыбы).

Специфический вид изобразительного искусства киклад — так называемые кикладские идолы — мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой.

Для культуры Троады характерны поселения горного типа (Троя I-V вв., 3000-1800 гг. дон. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением.

Самые яркие памятники искусства Троады — золотые и серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, сосуды из кладов Трои II («клад Приама») и Полиохни.

Во второй половине 3-го тыс. до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы («раннеэлладский период») развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде).

На Крите большинство открытых памятников — «раннеминойского периода» (3000-2800 гг. — 2200-2000 гг. до н. э.): жилые многокомнатные дома (с. Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (о. Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара).

Около XXIII в. до н. э. ведущим центром Эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тыс. до н. э.).

Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию.

Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи «стиля камарес» (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный рельеф «царь-жрец» из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись «дворцового стиля»).

Культура, близкая критской, существовала на о. Фера (современное название — Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тыс. до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика.

XVII-XIII вв. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции.

Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемой циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 т).

В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания-мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».

Для XVII—XVI вв. до н. э. характерны «шахтовые гробницы», с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фол оса с ложным сводом и коридором-доомосом («гробница Атрея» близ Микен, XIV или XIII в. до н. э.).

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах).

Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений).

Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).