Художественная чеканка. Материалы и инструменты.

 

 

главная 
что такое чеканка 
Религиозно-философские картины 
апокалипсис 
иконы оклады 
алхимия картины 
мифологические картины 
графические рисунки 
гравюра в металле 
о себе 
пресса обо мне 
статьи 
разное 
контакты 
ссылки 
карта сайта 

Примеры образцов чеканки

AENIGMA. "И не раскаялись они...", 60 x 80 см. листовая медь 0,8мм
AENIGMA. "И не раскаялись они...", 60 x 80 см. листовая медь 0,8мм
"Страх пустоты", 90 x 57 см, листовая медь 0,8 мм
"Страх пустоты", 90 x 57 см, листовая медь 0,8 мм
Образ Иконы Пресвятой Богородицы Владимерской (С Иконы Андрея Рублёва). 42*58 см. Листовая медь 0,8 мм.
Образ Иконы Пресвятой Богородицы Владимерской (С Иконы Андрея Рублёва). 42*58 см. Листовая медь 0,8 мм.
Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский 58*43 см. Листовая медь 0,8 мм
Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский 58*43 см. Листовая медь 0,8 мм
Апокалипсис. картина "И не раскаялись они в чародействе своём". 73 x 57 см, листовая медь 0,8 мм
Апокалипсис. картина "И не раскаялись они в чародействе своём". 73 x 57 см, листовая медь 0,8 мм

Чеканка

Искусство художника - чеканщика (TOREUFICE).

Художник- чеканщик (TOREUTA).

Сокрытые мистерии духа. Из истории.

Царское золото сияет во славе своей, медь же глубокою тайной сокрытой Изиды мерцает. Чеканка по меди несла изначально ритуально- магический характер. Медь- металл Изиды, металл для сакральных церемоний.

У воинов древности были медные чеканные зеркала- амулеты, врага повергавшие в бегство волшебною силой своею.
Обратившись к Гомеру, узнаём о боге Олимпа Гефесте, что как бог- кузнец и чеканщик чеканным узором украсил шлем героя- Ахилла.
И следует вспомнить Хирама Абиффа - медника Тира, который как медник- чеканщик был приглашён самим царём Соломоном. Отлил он в купели и по литью отчеканил из меди две главные святыни Великого Храма. Его искусство- чеканщика чтится и ныне иными и теми, кто преклоняет колено пред Храмом царя Соломона.

Мастер - чеканщик и маг, и провидец, и чеканы его - инструменты возниц колесницы судьбы, вязью чеканной их, украшая на меди.
Есть чаши чеканные Святые потиры из злата, что служат для Славы Предвечного Бога, и кубки искусной чеканки из того же металла для суетной знати…, а мастер один, мастер- чеканщик (TOREUTA), трудом ритуальным являющий волю Судьи.
Изиды лицо покрывалом скрывает мрак предрассветный, Венеру- звезду указуя на металле Венеры- Изиды, мерцающем медью - таинственным светом во мраке, предтечей восхода Светила, и письменами TOREUFICE.

Нынче чеканка вправе воскликнуть: “ARCANA PUBLICATA VILESCUNT: ET GRATIAM PROPHANTA AMITTUNT”.(Раскрытие мистерии скоро увянут, сила их духа замрёт осквернено).

Однажды ко мне пришёл некий человек и сказал, что он вышел в отставку, что он доволен жизнью и, что по причине имеющегося времени он ещё уже и чеканщик. Чеканить ему нравится, ведь это так просто и быстро красиво. Только ему требуется несколько советов, дабы окончательно овладеть искусством чеканки. Я ответил ему, что чеканю всего лишь двадцать лет и ремеслом пока не владею. Человек ушёл. Он обиделся, но я его не обманул.

Искусство чеканщика (TOREUFICE)- это мистерия времён более древних, чем сами пирамиды. Это искусство посвящённых.

В недавнем прошлом и ныне всякий берущий молоток, гвоздь и кусочек меди называет себя чеканщиком, попирая при этом различия “доброго и злого” и требуется “INDEX EXPURGATORIUM” (список очищенного от земных ересей), дабы иметь разум для различения доброго от злого”. Традиции утеряны, но традиции сохранились.

И пришёл однажды другой человек, обременённый от земных удовольствий, большой и тучный, и был у него ко мне разговор, но цель имел он иную. А говорил он от имени богатого своего покровителя, который хотел от меня “чеканное полотно” в герметических традициях, но без желания постигать это искусство иносказания. Человек с печатью земных удовольствий запросто передавал просьбу своего господина о “большем числе чертей” на листе из меди и “чтобы как у Босха было…”
Я не отказал человеку, но и рвения не проявил, замолчав, дав понять об иной цели его, ибо сказано было мастеру- чеканщику, что служить он обязан Свету и ещё сказано мастеру- чеканщику (TOREUTA):“SCITO AUTEM QUAMCUQUE INGRESSUS FUERIS: AB IMMUTABILI FATO TIBI ITA DESTINATUM, NEC NISI CUM MAXIMO VITAE PERICULO REGREDI FAS ESSE”. (Но помни, что путь, на который ты вступишь, предуготован тебе незыблемой судьбой, и ты не сможешь сделать назад ни шагу без великой опасности для жизни).

Человек тот больше не пришёл к чеканщику.

Секреты чеканки. Как сделать чеканку. Материалы, инструменты чеканщика.

Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла. Во многих музеях мира сохранились чеканные металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.

С давних времён широко была распространена чеканка и в Древней Руси. Уже в до монгольской Руси. Для северных городов была характерна пуансонная чеканка. Объёмная, выпуклая чеканка выполнялась иначе, работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны на вязкой и прочной основе- смоле, (напр. Шлем князя Ярослава Всеволодовича.

На рубеже 16- 17 вв. Широко распространяется басменное теснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границах соседних узоров. Мастера работали с медными литыми или гравированными матрицами (оклады икон, украшения книжных переплётов).

Для занятий чеканкой необходимы листовой метал (или сплавы) различной толщины, обладающий свойствам пластической деформации; медь, латунь, алюминий.

Эти материалы легко принимают нужную форму под ударами чекана и молотка. Они позволяют при необходимости создавать высокий рельеф в композиции чеканки. Толщиной они могут быть от 0,3 до 0,6 мм. Более толстый лист трудно прочеканить. Исключение составляет лишь алюминий, пластические свойства которого дают возможность применять и большую толщину (до 2мм). Медь годится любых марок. Из латуни лучше выбирать марки, обладающие наибольшей пластичностью: Л62; Л68; Л80; (цифры после буквы обозначают процент меди в сплаве.)

Чеканку исполняют на смоле. Смола, расположенная под чеканкой, смягчает удар чекана, позволяет менять форму рельефа с предельной точностью. Необходимо запастись смолой в нужном количестве. Можно использовать для чеканки битум. Для чеканки подходит смола номер 4 и 5. Пользоваться одним номер 3 битума нельзя, так как он плавится при комнатной температуре и растекается по чеканному листу. Для приготовления рабочего состава смолы под чеканку необходим наполнитель. В качестве его можно использовать мелкий посеянный песок, формовочную землю, красочный пигмент (охру, сурик). Его добавляет в смолу в пределах 10- 30%. Для стирания капель смолы употребляют керосин.

Мастера чеканки Прибалтийских стран вписали интересную страницу в историю металлопластики.
Ювелирной виртуозностью отличаются работы Х. Пихельги. Художник Х. Раадик и Н. Раба всё внимание уделяют выразительности металлических форм, добивались цельности восприятия. В их работах чеканка соседствует с ковкой, порой незаметно переходя друг в друга. Мастера Эстонии наряду с медью освоили алюминий и сталь. Проводятся испытания пластических свойств различных металлов. Художник- чеканщик Ю. Сепп из Таллина творчески соединил новейшие технологические приёмы обработки металла со старинными ручными. Для искусства художественной обработки металла Прибалтики характерно соединение старинных традиционных приёмов с новаторскими.

В 60 - 70-ые годы 20 века особенно выделяется своим искусством мастера Грузии, в первую очередь заслуженный художник Грузинской ССР, скульптор Ираклий Очиаури. Первой современной чеканкой принято считать работу “Портрет скульптора Якова Николадзе”, экспонировавшуюся в 1953 г. На Грузинской республиканской выставке. С тех пор вокруг Очиаури образовалось целая плеяда талантливых мастеров чеканки: Г. Габашвили, К. Гурули, Д. Кипшидзе, Д. Горгадзе, М. Цалкаламанидзе и др.

В Дагестане наряду с традиционной гравировкой и чернью по серебру развивается искусство чеканки по меди, латуни. Как и в старину, кубачинцы изготавливают сосуды для хранения сухих продуктов и воды. Лучшим медночеканцем является Гаджи Абдула Мамаев.

Молотки для чеканки

Для чеканки требуется молоток особой формы. Одна из сторон головки молотка предназначена для удара по чекану. Она должна быть плоская, достаточно широкая, чтобы не промахнуться при работе, когда всё внимание сосредоточено на точке соприкосновения с листом металла. Эта часть молотка может иметь квадратное или круглое очертание. Оборотная сторона головки молотка заточена шарообразно и используется при выколотке крупных рельефов на листовом материале. Со средней частью молотка, где укреплена ручка, ударная плоскость и сферический выступ соединены шейками. Сталь для молотков применяют углеродистую, инструментальную “У 7” или “У 8”. Ручка на конце молотка для чеканки утолщается и удобно ложится в ладонь. Продольная ось головки молотка должна быть перпендикулярна к линии, мысленно соединяющей нижнюю точку ручки с боевой (ударной) плоскостью.

Инструменты для чеканки.

Основными специальными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы молотки.

Чеканы, как правило, делается из стального прута различного сечения. Чекан представляет собой продолговатый стержень с заточенной нижней (боевой) частью. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм, в зависимости от сечения. Стержень несколько утолщён в средней части и утончается к концам, В сечении чекан представляет собой гранёную форму. Утолщение в средней части чекана исключает вибрации инструмента при ударе и концентрирует ударную нагрузку в боевой части чекана. Нижнюю, боевую часть чекана затачивают в зависимости от назначения инструмента.
Чеканы имеют названия: расходники, бабошники, лощатники, пурошники, канфарники, сапожок, трубочка и различные специальные фигурные чеканы.

Чеканка по металлу, как и всякое произведение декоративно- прикладного искусства, не существует изолированного; оно сочетается с определённым интерьером, который, в свою очередь, включается в общий ансамбль помещения или целого архитектурного комплекса.

Если чеканные рельефы вмонтированы в какой-либо предмет, они должны способствовать созданию общего композиционного образа, подчиняться его эстетическому и функциональному назначению. Нередко чеканные панно используют как составной элемент архитектурного ансамбля. В этом случае должна быть тесная связь отдельного чеканного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ.
Материальность, вещественность декоративной чеканной формы, определяемая задачей органического сияния с материальной средой.

Чеканное панно, помещённые в интерьере, дополняют эмоциональную среду, окружающую человека, повседневно оказывают влияние на его вкус.

Александр Муханов

 

Рейтинг@Mail.ru