Гравюра в металле

главная 
что такое чеканка 
Религиозно-философские картины 
апокалипсис 
иконы оклады 
алхимия картины 
мифологические картины 
графические рисунки 
гравюра в металле 
о себе 
пресса обо мне 
статьи 
разное 
контакты 
ссылки 
карта сайта 

 

Гравюра “в металле”. Чеканка металлопластика.
Хотя скорее моё творчество стоит назвать металлографикой. Но обозначу так “металлографика и металлопластика”. В обиходе просто - чеканка. Хотя, к сожалению, сей вид древнейшего и священного искусства был нивелирован в центральном Черноземье в последней четверти двадцатого века до уровня пошлости, глупости и примитива. Всякий кому не скучно хватал гвоздь молоток и заявлял, что он уже чеканщик. “TOREUTA” и “TOREUFICE” превратились в “девочек со свечками” или “с цветочками”. Традиции были размыты. Но сохранились.

Обыватель “наелся” чеканкой, сытно отрыгнул и перешёл к “десерту”- китайскому ширпотребу. Приятного аппетита! Я считаю себя художником- медиевистом, поэтому в основном обращаюсь к средневековой тематике и формам, и способам изображения этой эпохи. Порой я нарочито использую в своих работах элементы, эпизоды композиций классиков (в основном северного возрождения), чтобы придать уже своим композициям “дух времени” и чтобы ни в коем случае не скатится до клише “фэнтэзи”.

В средние века не было мировоззрения, но было мироощущение через религию и оно запечаталось в линии и графике того времени. И я обязан максимально сохранить его и перенести через века на нашу почву. Мне приходилось много копировать, (если слово копировать будет здесь правильным), переводить в металл гравюры старых мастеров, я жил той эпохой и стал попирать “ткань” их творчества.

П. Брейгель "Большие поедают малых", 62*65 см, листовая медь 0,5 мм
П. Брейгель "Большие поедают малых", 62*65 см, листовая медь 0,5 мм

Я перевожу средневековую гравюру в металл. В священный металл. И она начинает жить по- новому, сохраняя все свои тайны. Тайны времени в половину тысячилетия.
Гравюра (от французского слова “GRAVER”- вырезать) - вид графического искусства, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу при помощи печатной краски. Гравюрой называют также оттиск с доски и саму гравированную доску (печатную форму).

Гравюра может быть высокой или выпуклой, если чёрные (печатающие) штрихи рисунка оставляет на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезают. Если же печатающие штрихи прорезают (или протравливают) вглубь, а промежутки оставляют нетронутыми- гравюра называется глубокой или углублённой. В первом случае печатную краску наносят на поверхность доски, во втором- забивают внутрь штрихов, а с поверхности доски стирают.

К высокой гравюре относятся гравюра на дереве и на металле: резковая гравюра, офорт, сухая игла и другие.

Гравюра принадлежит столько же искусству, сколько и печатному делу, полиграфии. Из двух разновидностей гравюры развились два основных способы печати: высокая или типографская печать (включающая наборный шрифт) и глубокая или металлографическая печать. Позже к ним присоединился третий способ- плоская печать, к которой относится литография. Печатающие штрихи и промежутки между ними лежат здесь в одной плоскости, на поверхности литографского камня, и печатание основано на химическом принципе. Высокая печать- старейший способ печати, наиболее распространённый и сейчас. Самым ранним видом высокой печати была гравюра на дереве, или ксилография (название происходит от греческих слов “ксюлон”- дерево и “графо”- пишу, рисую).

"Надеюсь только на себя." Вариация гравюры А. Дюрера "Риноцерус", 60*45 см
"Надеюсь только на себя." Вариация гравюры А. Дюрера "Риноцерус", 60*45 см

Долгое время существовала только продольная гравюра, которая режется на досках, выпиленных вдоль волокна дерева. Она называется также “обрезной”, если штрихи рисунка обрезаются только ножом. Продольная гравюра насчитывает более одиннадцати веков своего существования. Гораздо позже появился другой вид гравюры на дереве- торцовая гравюра. Она выполняется на досках, распиленных поперёк волокна.

Свойства материала, инструменты, приёмы гравирования и художественные средства у этих двух видов деревянной гравюры различны. Гравюру и литографию разделяют на оригинальную (авторскую) и репродукционную. В первом случае художник- гравёр вырезает на доске свой собственный рисунок, во втором он воспроизводит изображение, выполненное другим художником в ином материале (напр. Живопись, рисунок)

"Рыцарь зелёной часовни". Вариация гравюры Н. Кошкина 76*52 см, листовая медь 0,8 мм
"Рыцарь зелёной часовни". Вариация гравюры Н. Кошкина 76*52 см, листовая медь 0,8 мм

Оригинальную гравюру часто называют также “творческой”, как бы подчёркивая её художественное превосходство над репродукционной. Но не всегда такое противопоставление оправдано, особенно когда речь идёт о прошлых эпохах в развитии гравюры. Пока не появились современные способы репродуцирования, гравюра была единственным средством воспроизведения изображения. Она главным образом обслуживала смежные области искусства- рисунок, живопись. Но это не мешало художникам- гравёрам, не ремесленникам, творчески подходить к своей задаче, передовая чужие оригиналы, создавать произведения, имеющие самостоятельную художественную ценность. Об этой важной исторической роли гравюры превосходно сказал Э. Делакруа: “Гравюра есть в действительности не что иное, как перевод, то есть искусство переносить идею, выраженную в одном искусстве, в другое, подобно тому, как переводчик делает это с книгой, которая написана чужом языке и которую он переводит на свой. Своеобразие языка гравёра- здесь именно и проявляется его гениальность- состоит не только в том, чтобы подражать при помощи средств своего искусства эффектам живописи, являющейся как бы чужим языком: он обладает, если можно так выразится, своим собственным языком, который кладёт особый отпечаток на его работы и позволяет в точной передаче вещи, которой он подражает, обнаружиться его собственному чувству.”

В деревянной гравюре материал имеет гораздо большее значение, чем в других видах гравюры. Если в офорте рисуют на металле, лишь заменяя карандаш иглой, а в литографии приёмы рисования на камне те же, что и на бумаге, то здесь изображение создаётся совершенно иным способом- штрихи его не рисуются, а реально вырезаются.
А. П. Журов, Е. М. Третьякова “Гравюра на дереве”.

"Трансмутация. Иллюстрация великой имагинации", 60 x 57 см, листовая медь 0,8 мм
"Трансмутация. Иллюстрация великой имагинации", 60 x 57 см, листовая медь 0,8 мм

Гравюра… представляет собой, как и рисунок, лист бумаги с написанным на него изображением, но возникает это изображение совершенно иным путём. В силу сложности, поэтапности его создания (разработка в рисунке эскиза гравюры, создание печатной формы, процесс печати) Художник лишён в гравюре той свободы, которую он имеет в рисунке.

Гравюра- это условный мир, построенный из своего особого материала. В отличие от рисунка, в гравюре возникает именно самостоятельный мир, ибо здесь изобразительные средства слиты с изображёнными объектами и по отношению к ним безусловны как их материя, их плоть. В этом смысле гравюра сближается с картиной, но если в картине возникает мир, равноправный с реальным по своим зрительным компонентам, то в гравюре- условный в силу свойств её материалов.

"Механизм действия", 82 x 59 см, листовая медь 0,8 мм
"Механизм действия", 82 x 59 см, листовая медь 0,8 мм

… в гравюре - в отличие от рисунка- отдельные элементы художественной условности оказываются чертами первичной условности, что делает вообще обращение к художественной условности в гравюре более органичным, чем в рисунке. Обращение к той или иной манере изображения диктуется прежде всего, конечно, конкретной задачей, решаемой художником: наброски, предварительные эскизы исполняются в свободной манере, этюды и окончательные эскизы часто создаются в завершённой манере. В самостоятельных рисунках характер исполнения отражает подход художника к освоению мира. Свободная манера говорит о стремлении сохранить ощущение непосредственности, выразить остроту впечатлений, переживаний, рождённую непосредственным восприятием. Она отражает личную сопричастность художника происходящему, в ней как бы реализуется “эффект присутствия”. Напротив, завершённая манера свидетельствует о желании художника отлить свои впечатления, представления, переживания в завершённую, окончательную форму, сообщить им значительность, миру, “отделить” его от себя, устранить своё присутствие”. Поэтому завершённая манера чаще всего используется при создании композиционных рисунков. Работая в такой манере, художник иногда имитирует внешнюю форму картины, гравюры и даже чеканки, приближая к ним рисунок также и по характеру замысла, композиции. И тогда возникают произведения, которые можно назвать рисованными картинами.
Б. А. Соловьёва, “Искусство рисунка”, Л.1989.
 

Рейтинг@Mail.ru