главная страница | живопись | керамика | 3d графика | обои | фото-арт | женские портреты | справочник | ссылки |

Справочник-Словарь по изобразительному искусству, графике, керамике, декоративно-прикладному искусству

ЛУБОК ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ


Создание Джоконды.

Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом.
Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть

ОБОИ НАТЮРМОРТ.Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами.
ОБОИ НАТЮРМОРТ
Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890. 27 x 36 см. Холст, масло. Постимпрессионизм. Франция

ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ.Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю)
ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Около 1644-1648. 122,5 x 177 см. Холст, масло. Барокко. Испания.


 

    ЛУБОК. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ. Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества.

    Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка.

Руссо, Анри. Джунгли на экваторе. 1909. 140,3 x 129,5 см. Холст. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Джунгли на экваторе.
1909. 140,3 x 129,5 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

    Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию).

    Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается количество лубков на темы песенного фольклора, в частности городского романса.

    Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на деревянной доске в технике ксилографии и раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние лубки также выполнялись в технике гравюры на дереве, однако появились они значительно позже - в XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в. лубок освоил печать с камня - литографию.

    В России народные лубочные картинки имели широкое хождение, начиная с XVII в., но уже в первой четверти XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение профессиональные художники. Впервые это было сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою очередь, мастера-самоучки начали подражать рисованию профессионалов, что, и породило характерное для середины и второй половины XIX в. смешение стилей, оформившееся в полупрофессиональное, так называемое примитивное направление в лубочной картинке.

    В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.

    Дополнительно смотреть: ПРИМИТИВИЗМ, НАИВНОЕ ИСКУССТВО.

    Дополнительная информация по искусству здесь.

Рейтинг@Mail.ru