главная страница | живопись | керамика | 3d графика | обои | фото-арт | женские портреты | справочник | ссылки |

Справочник-Словарь по изобразительному искусству, графике, керамике, декоративно-прикладному искусству

ПОРТРЕТ


Создание Джоконды.

Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом.
Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть

ОБОИ НАТЮРМОРТ.Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами.
ОБОИ НАТЮРМОРТ
Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890. 27 x 36 см. Холст, масло. Постимпрессионизм. Франция

ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ.Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю)
ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Около 1644-1648. 122,5 x 177 см. Холст, масло. Барокко. Испания


 

ПОРТРЕТ. (Франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит мемориальное начало - увековечивание облика конкретного человека.

Ренуар, Пьер-Огюст. Ложа. 1874. 127 x 92 см. Холст, масло.
Ренуар
, Пьер-Огюст. Ложа.
1874. 127 x 92 см. Холст, масло.

Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался исторический портрет, изображающий какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера на основе документального или литературного материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете объективному изображению сопутствует определенное отношение художника к своей модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетические убеждения.

Боровиковский, Владимир Лукич.Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1811 85,7 x 66,2 см. Холст, масло.
Боровиковский
, Владимир Лукич.
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.
1811 85,7 x 66,2 см. Холст, масло.

В зависимости от назначения, художественной формы и характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, (мозаики), парадные (или репрезентативные, т. е. торжественно-официальные) и интимные, погрудные и в полный рост, в анфас и в профиль и т. д. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах, на геммах (резные на камне), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные (двойные), групповые. Специфическим типом портрета является автопортрет.


Бронзино, Аньоло.
Портрет девушки с книгой.
1545.58 x 46 см. Дерево, темпера.

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров - пейзажа, баталии, интерьера и т. д. Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные начала человека, но вместе с тем портрету доступно правдивое, подчас беспощадное выявление отрицательных черт модели; эту задачу решают портретная карикатура, шарж, сатирический портрет.

Мане, Эдуард. Олимпия. 1863г. 130,5 x 190 см Холст, масло.  Франция Париж.
Мане, Эдуард
.
Олимпия.
1863г. 130,5 x 190 см Холст, масло.
Франция Париж.

Зарождение портрета относится к глубокой древности, первые значительные образцы его встречаются в древнеегипетской скульптуре. В Древней Греции в классическую эпоху создаются обобщенные, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, правителей. Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения. Работы этого периода отмечены жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. Высочайшие достижения в портрете этой эпохи связаны с творчеством итальянских и нидерландских живописцев. Их традиции успешно развивали художники последующих периодов и художественных направлений.

Кипренский, Орест Адамович. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой.
Кипренский, Орест Адамович.
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой.
1814. 71 x 58 см. Холст.
Романтизм. Россия.

В России усиленный интерес к портрету проявляется в XVII в., широкое распространение в этот период получает парсуна. В XVIII в. начинается интенсивное развитие светского портрета, достигшего в конце столетия общеевропейского уровня. Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внесли художники-передвижники (1870- 1900-е гг.), расширившие тематические рамки портретного жанра: их моделями становятся представители простого народа, демократической интеллигенции. Их достижения в области психологического портрета успешно развивали мастера XXв.

Дополнительная информация по искусству здесь.

Рейтинг@Mail.ru