главная страница | живопись | керамика | 3d графика | обои | фото-арт | женские портреты | справочник | ссылки |

Справочник-Словарь по изобразительному искусству, графике, керамике, декоративно-прикладному искусству

ОБОИ НАТЮРМОРТ.Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами.
ОБОИ НАТЮРМОРТ
Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890. 27 x 36 см. Холст, масло. Постимпрессионизм. Франция

ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ.Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю)
ОБОИ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Около 1644-1648. 122,5 x 177 см. Холст, масло. Барокко. Испания

Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом.

Ван Гог. Несколько историй о написании автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть


 

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ (Франц. symbolism, от греч. symbolon - знак, символ) - направление в европейской философии, литературе и художественной культуре рубежа XIX и XX вв.

В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другой, настоящей реальности, которую наш мир, мир явлений, лишь смутно отражает. Точно так же все происходящие события - от грандиозных, определяющих судьбы народов и цивилизаций, до незначительных, случающихся в жизни отдельного человека, - символисты считали порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они отрицали науку в качестве универсального инструмента познания основ бытия, невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться.

Бёклин, Арнольд. Война. 1896. 222 x 170 см. Холст, масло. Символизм. Швейцария. Цюрих.
Бёклин, Арнольд. Война.
1896. 222 x 170 см. Холст, масло.
Символизм. Швейцария. Цюрих.

Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда - особая роль, отводимая творческой личности, которая, по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью.

В целом символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное. Он не выработал своего художественного языка и не может претендовать на то, чтобы называться стилем.

Наиболее часто художники-символисты использовали в своей практике пластическую систему модерна и академизма (неоклассика), однако в отдельных случаях прибегали к гротеску, сознательному форсированию формы и цвета, предвосхищая тем самым будущие авангардистские направления искусства XX в.

Родина символизма - Франция. Здесь, в конце 1860-х - 70-х гг., произошло его оформление (правда, сначала" в литературе), определился круг его "вечных тем": смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические-полумифические события европейского средневековья. Античная мифология также обретала новое прочтение в произведениях символистов. В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы - в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии.

Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства. 1879. 152,7 x 165,2 см. Холст, масло. Символизм. Россия
Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства.
1879. 152,7 x 165,2 см. Холст, масло.
Символизм. Россия

В России символизм наиболее последовательно выражен в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С. Петрова-Водкина, однако и другие известные мастера рубежа XIX и XX вв. в той или иной степени отдали дань символизму (К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др.).

Дополнительно работы символистов можно посмотреть здесь.

Дополнительная информация по искусству здесь.

Рейтинг@Mail.ru