главная страница | живопись | керамика | 3d графика | обои | фото-арт | женские портреты | справочник | ссылки |

Справочник-Словарь по изобразительному искусству, графике, керамике, декоративно-прикладному искусству

ЖИВОПИСЬ.


Создание Джоконды.

Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом.
Ван Гог. Несколько историй автопортрета с отрезанным ухом. посмотреть


ЖИВОПИСЬ. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства - рисунок, фактура красочной поверхности, выразительность мазков художника, композиция произведения.

Сезанн, Поль. Гора св. Виктории.
Сезанн, Поль. Гора св. Виктории.
1885-1887. 67 x 92 см.
Холст, масло.
Постимпрессионизм. Франция

Условность живописи заключается в ее стремлении создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости, передать объем предметов, перспективу, световоздушную среду и т. п. Живопись сочетает в себе как изобразительную, так и декоративную функцию. Различают станковую и монументальную живопись.

Шиле, Эгон. Старая мельница.
Шиле, Эгон. Старая мельница.
1916. 110 x 140 см. Холст, масло.
Экспрессионизм.

Монументальная живопись служит украшением архитектуры, выступает частью единого ансамбля (стенные росписи, панно, плафоны и т. д.). По технике монументальной живописи выделяют фреску, мозаику, витраж и т. п.

Под станковой живописью понимают произведения, созданные на станке, или мольберте, т. е. собственно картины. Также к живописи относятся иконопись и миниатюра. В станковой живописи используются различные техники: энкаустика (живопись восковыми красками), темпера, масляная живопись и др.


Брейгель, Питер.
Серия "Месяцы": охотники на снегу (январь).
1565. 117 x 162 см. Дерево, масло.
Возрождение. Нидерланды (Фландрия).

Кроме того, для создания живописных произведений используют и иные техники, более тяготеющие к графике. Это акварель, гуашь, пастель. Основой для живописных произведений служат деревянные и медные доски, начиная с эпохи Возрождения - холст, в наши дни - оргалит, текстолит и т. д. Для небольших работ, чаще подготовительного характера, используют бумагу и картон. Как правило, основу под живопись предварительно покрывают специальным грунтом.

В европейскомискусстве различные техники исторически сменяли друг друга. В средние века господствовала иконопись и живопись темперными красками на деревянной основе. С XV в. получила распространение масляная живопись. До 1860-х гг. применялась последовательная трехслойная работа масляными красками. Сначала - рисунок, потом - подмалевок, в котором обозначалась форма изображения, затем - лессировки, посредством которых картина насыщалась цветом. В этом заключалась так называемая техника старых мастеров. Впоследствии, во многом благодаря французским импрессионистам, этой системы уже не придерживались, все три этапа работы смешались в едином нерасчлененном методе живописи.

Тематический диапазон живописного искусства очень широк. Он нашел отражение в системе жанров (исторический, батальный, бытовой, пейзажный жанры, портрет, натюрморт и др.).

 

ЭТЮД. (Франц. etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Представляет собой изучение, отработку художником какого-либо частного изобразительного мотива. Часто этюд представляет собой подготовительный материал для большого серьезного произведения, однако нередко имеет и самостоятельное значение.

 

ГРУНТ. (От нем. Grund - дно, основа) - в живописи тонкий срединный слой между основой (поверхностью стены, доски, холста, картона и т.д.) и красочным слоем. Предназначен обеспечить прочную связь между ними, а также сообщить живописной поверхности определенную колористическую окраску и фактурные качества.

Грунт состоит из основного компонента (измельченного до порошкообразного состояния мела, гипса, извести, свинцовых или цинковых белил) и связующего вещества (клея, растительных масел, масляных эмульсий).

Грунты подразделяются в зависимости от основного компонента на меловые, гипсовые, известковые; в зависимости от связующего - на клеевые, масляные, эмульсионные. Грунты бывают однослойными и многослойными. Для иконописи, а также росписи и золочения на деревянных изделиях применяется особый, традиционный грунт - левкас, состоящий из порошкообразного мела, размешанного на рыбьем или животном клее.

Грунт в технике углубленной печати (гравюра) - это слой кислотоупорного состава, который наносится на металлическую доску (медную, стальную) перед началом работы и таким образом предохраняет ее закрытые участки от воздействия кислоты.

Дополнительная информация по искусству здесь.

Рейтинг@Mail.ru