Академизм

Академизм (франц. academisme) — направление в изобразительном творчестве, связанное с деятельностью художественных учебных заведений — академий.

Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве
Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801. 81,3 х 110,5 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Первые академии художеств появились в Европе в XVI-XVII вв. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры — в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. — в Берлине и т. д. В России Академия художеств (официальное название — Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И. И. Шувалова. В 1764 г. в царствование Екатерины II стала императорской. Тем самым был окончательно закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного учреждения. В основе деятельности европейских академий лежит строго регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию.

Боттичелли, Сандро. Весна (Primavera). Три Грации
Боттичелли, Сандро. Весна (Primavera). Три Грации. 1485—1487 Дерево, темпера

В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда — приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную — итальянскую — перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию национальных художественных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным.

Кипренский, Орест Адамович. Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки. Романтизм. Россия.
Кипренский, Орест Адамович. Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки. Романтизм. Россия.

Однако начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса. Что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде «бунта четырнадцати» в Петербургской АХ в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период понятие «академизм» приобрело негативный характер, обозначая совокупность догматических приемов и норм. В настоящее время академическое искусство не является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические традиции национальной школы.

Алексеев, Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле
Алексеев, Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле. 81,7 х 112 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Картины художников академистов: посмотреть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: