Антропология культурная

Антропология культурная (греч. antropos — человек, и logos — слово, учение) — наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур разных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.

В предмете культурной антропологии важно выделять два принципиально важных момента:

1) проблемная область культурной антропологии шире, чем круг вопросов, исследуемых в рамках анализа первобытности;

2) объект изучения культурной антропологии не исчерпывается только археологическими культурами.

Создателем школы культурной антропологии считается американский этнограф Ф. Боас.

Культурная антропология является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова.

В узком смысле слова — культурная антропология ориентируется на человека как носителя и творца культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учёта изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур.

Для антропологии культурной, в отличие от антропологии социальной, характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений.

Она выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению.

Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла её биологические корни.

Антропологический подход является одним из первых в изучении культуры. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, антропологическое направление в культурологии (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган и др.) пришло к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете.

Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры.

В формировании культурной антропологии исследователи выделяют следующие этапы: этнографический (1800—1850 гг.), эволюционистский (60-е гг. XIX в.), исторический (середина 90-х гг. XIX в).

В дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурнофункциональный (30-50-е гг. XX в.), неоэволюционистский (60-70 гг. XX в.), постструктуралистский (с 80-х гг. XX в. по наше время).

Культурно-антропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, К. Клакхонаидр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: