Батальный жанр

Батальный жанр (фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого.

Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а зачастую и раскрыть исторический смысл военных событий, во многом сближает его с историческим жанром, а сцены из повседневной жизни армии и флота перекликаются с бытовым жанром.

 БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР. Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР. Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель.
Гусары задерживают польское семейство. Реализм. Германия

Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах).

В средние века сражения изображались в книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, XVI в.), иногда на иконах; известны и изображения на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, 1073—1083 гг.); в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи.

В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии, изображения битв встречаются в работах П. Уччелло и П. делла Франческа.

Героическую обобщённость и большое идейное содержание, батальные сцены получили в картинах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—1506) и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—1506). Тициан («Битва при Кадоре», 1537—1538) вводит в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», 1585).

В становлении батальной живописи в XVII в. большую роль сыграли офорты Ж. Калло, работы Д. Веласкеса, динамика и драматизм батальных полотен П. П. Рубенса.

Со временем выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. Ван дер Мелен), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман) и сцен морских сражений (В. Ван де Велде).

В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Колли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр — гравюры А. Зубова, мозаика мастерской М. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764), батально-исторические композиции Г. Угрюмова, акварели М. Иванова.

Великая французская революция и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников — А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революции и войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами).

Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батальноисторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 г. во Франции.

Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др.

Во Франции в официальной батальной живописи (О. Берне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием.

Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Зауервейд, Б. Виллевальде, А. Коцебу).

Вне академической традиции батального жанра стояли лубки Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812 г., «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки Федотова, Гагарина, Лермонтова, литографии Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX — начале XX в. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в батальной живописи, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии).

Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870—1871 гг. дали французы Э. Детай и А. Невиль.

В России расцветает искусство морской батальной картины (И. Айвазовский, А. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. Ковалевский, В. Поленов).

Батальный жанр
Батальный жанр.Верещагин, Василий Васильевич. Нападают врасплох. Реализм. Россия

С беспощадной правдивостью изобразил суровые будни войны В. Верещагин.

Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников — И. Прянишникова, А. Кившенко, В. Сурикова, создавшего монументальную «эпопею военных подвигов народа», В. Васнецова, вдохновлявшегося древнерусским эпосом.

Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. Рубо. В XX в. революции и небывало разрушительные войны радикально изменили батальный жанр, расширив его границы и художественный смысл.

Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы войны и мира. Бельгиец Ф. Мазерель, немецкие художницы К. Кольвиц и О. Дике, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец X. К. Ороско, французский живописец П. Пикассо, японские живописцы Маруки Ири и Маруки Тосико, протестуя против войн и фашизма, создали ярко эмоциональные, символические образы народной трагедии.

В отечественном искусстве XX в. батальный жанр также получил широкое развитие, начав своё формирование в графике периода Гражданской войны, а затем в картинах М. Грекова, М. Авилова, Ф. Богородского, П. Шухмина, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, Г. Савицкого, Н. Самокиша; новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, графических циклах Д. Шмаринова, А. Пахомова, Б. Пророкова и др., картинах Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Грекова (П. Кривоногов, Б. Йеменский и др.), в скульптуре Ю. Микенаса, Е. Вучетича, М. Аникушина, А. Кибальникова, В. Цигаля и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: