Болонская школа — одна из школ итальянской живописи с центром в городе Болонья.
Как историко-художественное понятие связывается прежде всего, с одним из течений итальянской живописи эпохи формирования и расцвета барокко.
Художники Болонской школы конца XVI-XVII вв. (братья Карраччи, Г. Рени, Доменикино), опиравшиеся на несколько внешне воспринятые художественные приёмы мастеров Высокого Возрождения, в своих декоративно-эффектных станковых композициях, алтарных образах и монументальных росписях заложили основы европейского академизма.
Около 1585 г. братья Карраччи основали Accademia degli incamminati («Академию вступивших на истинный путь ») для дальнейшей разработки своих идей и обучения молодых живописцев.
Главной своей задачей Карраччи ставили изучение натуры с её последующим «облагораживанием» и следование приёмам искусства мастеров Высокого Возрождения.
Сонет, приписываемый Агостино, и относящиеся к теории школы высказывания современников провозглашают хорошим мастером только того, кто создаёт свой собственный стиль, соединяя движение и мощь Микеланджело, энергию Тинторетто, колорит Тициана, миловидность Корреджо, изящество Пармиджанино и рисунок Римской школы.
Деятельность Болонской школы привлекла внимание кардинала Одоардо Фарнезе, и Аннибале был приглашён в 1595 г. в Рим — сначала для росписи потолка в Камерино, а позже для росписи свода галереи в палаццо Фарнезе (1597—1604).
Вскоре к Аннибале присоединился Агостино вместе с группой учеников, среди которых были Доменикино, Гвидо Рени, Альбани и Ланфранко.
В результате художественное движение, имевшее до этого времени лишь местное значение, стало одной из самых влиятельных школ в итальянской живописи начала XVII в.