начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "А"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АЛЛЕГОРИЯ  (греч. allegoria — иносказание) —

1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлечённые понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах;

2) скрытый смысл, намёк на кого, что-либо; иносказание. В искусстве — воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке — аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке — аллегория Правосудия).

По определению Гёте, аллегория «претворяет явление в понятие, понятие — в образ, в такой, однако, форме, что образ остаётся вполне адекватным имеющему чёткие пределы понятию, которое он выражает целиком».

По своей функции часто сближается с эмблемой.

Наиболее распространённый вид аллегории — персонификация, т. е. фигура, снабжённая одним или несколькими атрибутами, поясняющими её смысл. Аллегорические изображения, подчас требующие сложной расшифровки, характерны для искусства поздней античности, средневековья, Возрождения, а также XVII в., когда аллегории принимают преимущественно максимально приближённые к действительности жанровые черты (например, служанка, ищущая блох, как аллегория кающейся души, и т. д.).

Аллегории, встречающиеся в реалистическом искусстве XIX-XX вв., нередко имеют острый социально-политический смысл (например, аллегорическая фигура Революции или Свободы в картине Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», 1830).

В современном искусстве аллегории распространены в монументальной скульптуре и живописи, а также в плакате и политической карикатуре.