|
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) —
1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлечённые понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах;
2) скрытый смысл, намёк на кого, что-либо; иносказание. В искусстве — воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке — аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке — аллегория Правосудия).
По определению Гёте, аллегория «претворяет явление в понятие, понятие — в образ, в такой, однако, форме, что образ остаётся вполне адекватным имеющему чёткие пределы понятию, которое он выражает целиком».
По своей функции часто сближается с эмблемой.
Наиболее распространённый вид аллегории — персонификация, т. е. фигура, снабжённая одним или несколькими атрибутами, поясняющими её смысл. Аллегорические изображения, подчас требующие сложной расшифровки, характерны для искусства поздней античности, средневековья, Возрождения, а также XVII в., когда аллегории принимают преимущественно максимально приближённые к действительности жанровые черты (например, служанка, ищущая блох, как аллегория кающейся души, и т. д.).
Аллегории, встречающиеся в реалистическом искусстве XIX-XX вв., нередко имеют острый социально-политический смысл (например, аллегорическая фигура Революции или Свободы в картине Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», 1830).
В современном искусстве аллегории распространены в монументальной скульптуре и живописи, а также в плакате и политической карикатуре.
|
|