|
АМПИР (фр. empire — империя, от лат. imperium — власть) —
стиль в западноевропейском декоративном искусстве и архитектуре трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма.
Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде.
Стиль ампир, сформировавшийся при дворе Наполеона I, является вариацией позднего классицизма (стиля Людовика XVI).
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики (главным образом, дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).
Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности.
Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов классицизма Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806 г., арх. Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме).
В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.
Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная ул., ныне — ул. Росси, арх. К. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, арх. Ж. Тома де Томом), общественных зданиях (Адмиралтейство, арх. А. Захаров; Горный институт, арх. А. Воронихин; все — в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818 гг., скульптор — И. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
|
|