начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "А"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АМПИР  (фр. empire — империя, от лат. imperium — власть) —

стиль в западноевропейском декоративном искусстве и архитектуре трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма.

Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде.

Стиль ампир, сформировавшийся при дворе Наполеона I, является вариацией позднего классицизма (стиля Людовика XVI).

Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики (главным образом, дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности.

Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов классицизма Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни.

В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806 г., арх. Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме).

В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.

Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная ул., ныне — ул. Росси, арх. К. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, арх. Ж. Тома де Томом), общественных зданиях (Адмиралтейство, арх. А. Захаров; Горный институт, арх. А. Воронихин; все — в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818 гг., скульптор — И. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.