начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "А"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО   (лат. antiquus—древний) —

искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья, Передней Азии и Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. (Греция и эллинистические государства, Боснорское царство, Понтийское государство, Римская республика), а также начала 1-го тысячелетия н. э. (Римская империя).

Античное искусство прошло в своём развитии следующие основные этапы:

1) архаика,
2) классика,
3) эллинизм,
4) римское искусство, которое, в свою очередь, подразделялось на несколько стадий:
от искусства республиканского Рима — до эпохи кризиса Римской империи.

Наивысшего расцвета античное искусство достигло в период греческой классики (V-IV вв. до н. э.), когда основной политической формой общества был полис - город-государство, управляемый коллективом свободных граждан.

Почву и арсенал античного искусства составляла греческая мифология. В образах богов и мифических героев греческие художники воплотили идеал человека-гражданина — доблестного, физически и духовно развитого.

Под знаком этого эстетического идеала развивались все виды искусства.

В скульптуре преобладал тип статуи, воплощающей образ совершенного человека: с чрезвычайным мастерством античными скульпторами передана пластическая выразительность человеческого тела.

Античная живопись почти не сохранилась (за исключением многочисленных разновидностей вазописи, нескольких образцов мозаики и фресок римского времени).

Античное искусство императорского Рима не имеет свободолюбивой гражданственности греческого искусства, оно выглядит более холодным, официальным. Вместе с тем в нём наблюдается интерес к индивидуальной психологии, что влечёт за собой развитие скульптурного портрета.

Падение Западной Римской империи знаменует конец античного искусства, но его традиции оплодотворили собой всю мировую художественную культуру. Особенно ярко они проявились в искусстве Возрождения.