|
АНТИЧНОСТЬ (лат. antiquus — древний) —
принятое в науке общее наименование греко-римской истории и культуры.
Хронологические рамки античного периода условны — примерно с конца критомикенской цивилизации до IV в. — эпохи варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи (476 г.).
Ареал распространения античной культуры весьма широк и охватывает весь средиземноморский регион, территории Европы, в некоторых своих формах античная культура была привита на территориях Ближнего и Среднего Востока вплоть до Индии.
Основными государственными и культурными центрами античности были Греция и Италия. Именно специфические особенности их культур и стали каноническими на территориях классического Средиземноморья.
Доминирующей религиозно-мифологической системой периода, при всех местных различиях, постоянно возникавших новых культах, широком влиянии восточных религий, была греко-римская. Если до III в. до н. э. облик средиземноморской античной культуры был преимущественно греческим и греко-восточным, то с выходом в Средиземноморье Рима универсалистские тенденции нового государства оказали нивелирующее воздействие на всю культуру, языковую ситуацию, религиозные системы.
В VI в. до н. э. рождается греческая философия, Пифагор называет себя первым философом. Вскоре возникают и первые философские школы.
Основные течения философской мысли античности: пифагореизм, платонизм, аристотелизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, эпикуреизм.
Основными рубежами в истории античного искусства были геометрический период (или Гомеровский период) — X-VIII вв. до н. э., архаический (VIII-VI вв. до н. э.), классический и эллинистический, на протяжении которых происходит формирование основных типов архитектуры, ордерной системы, развивается скульптура — от иератических идолоподобных куросов и кор конца VII в. к статуям со сложно построенным движением.
Греческая живопись почти утрачена (произведения великих Паррасия, Зевксиса, Полигнота, Никия и др. известны лишь по описаниям), и основной её массив в настоящее время — чернофигурная и краснофигурная вазопись VI-IV вв. до н. э.
Главная тема греческого искусства — человек.
Греки знали глубокий психологизм в искусстве: у них встречается изображение самых разнообразных чувств и эмоций, в изображении движения возможны самые сложные ракурсы и позы, однако доминирующим, «истинно эллинским » стал образ благородный и идеально прекрасный, над которым не властны изменчивые чувства.
|
|