|
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ (греч. antropos — человек, и logos — слово, учение) —
наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур разных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.
В предмете культурной антропологии важно выделять два принципиально важных момента:
1) проблемная область культурной антропологии шире, чем круг вопросов, исследуемых в рамках анализа первобытности;
2) объект изучения культурной антропологии не исчерпывается только археологическими культурами.
Создателем школы культурной антропологии считается американский этнограф Ф. Боас.
Культурная антропология является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова.
В узком смысле слова — культурная антропология ориентируется на человека как носителя и творца культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учёта изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур.
Для антропологии культурной, в отличие от антропологии социальной, характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений.
Она выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению.
Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла её биологические корни.
Антропологический подход является одним из первых в изучении культуры. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, антропологическое направление в культурологии (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган и др.) пришло к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете.
Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры.
В формировании культурной антропологии исследователи выделяют следующие этапы: этнографический (1800-1850 гг.), эволюционистский (60-е гг. XIX в.), исторический (середина 90-х гг. XIX в).
В дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурнофункциональный (30-50-е гг. XX в.), неоэволюционистский (60-70 гг. XX в.), постструктуралистский (с 80-х гг. XX в. по наше время).
Культурно-антропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, К. Клакхонаидр.
|
|