начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "А"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ  (греч. antropos — человек, и logos — слово, учение) —

наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур разных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.

В предмете культурной антропологии важно выделять два принципиально важных момента:

1) проблемная область культурной антропологии шире, чем круг вопросов, исследуемых в рамках анализа первобытности;

2) объект изучения культурной антропологии не исчерпывается только археологическими культурами.

Создателем школы культурной антропологии считается американский этнограф Ф. Боас.

Культурная антропология является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова.

В узком смысле слова — культурная антропология ориентируется на человека как носителя и творца культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учёта изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур.

Для антропологии культурной, в отличие от антропологии социальной, характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений.

Она выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению.

Антропология, как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас, объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла её биологические корни.

Антропологический подход является одним из первых в изучении культуры. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, антропологическое направление в культурологии (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган и др.) пришло к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете.

Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений общественной мысли, враждебных самой идее культуры.

В формировании культурной антропологии исследователи выделяют следующие этапы: этнографический (1800-1850 гг.), эволюционистский (60-е гг. XIX в.), исторический (середина 90-х гг. XIX в).

В дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурнофункциональный (30-50-е гг. XX в.), неоэволюционистский (60-70 гг. XX в.), постструктуралистский (с 80-х гг. XX в. по наше время).

Культурно-антропологический подход обстоятельно разработан в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, К. Клакхонаидр.