|
АВТОПОРТРЕТ (греч. autos — сам) —
изображение художника, выполненное им самим при помощи одного или нескольких зеркал.
Особая разновидность портретного жанра.
В автопортрете художник выражает оценку собственной личности и своих творческих принципов, порой соотнося себя с судьбой целого поколения и класса.
Изображение художником самого себя известно уже в античности (Фидий) и средневековом искусстве (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии).
Художники итальянского Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело и др.) зачастую вводили своё изображение как «молча присутствующее» в различные композиции религиозного и светского характера.
Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека
Как разновидность портретного жанра автопортрет сложился в XVI в. в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер).
Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Автопортретам Рембрандта характерны психологическая глубина и напряжённость, отражающая конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса.
Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс), наряду с социальной характеристикой, подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе.
Значительное место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни.
На рубеже XIX- XX вв. автопортреты часто используются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. Ван Гог, М. А. Врубель).
В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К, Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе — в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.
|
|