начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник- словарь. "А"

культура основные термины, религиозные учения, течения;история культуры; функции культуры; человек и культура

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ 
АБСТРАКЦИОНИЗМ 
АВАНГАРДИЗМ 
АВТОПОРТРЕТ 
АГИОГРАФИЯ 
АГОНИСТИКА 
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АДЛЕР, Альфред 
АДОРНО, Теодор 
АКАДЕМИЗМ 
АКВЕДУК 
АКМЕИЗМ 
АКРОПОЛЬ 
АКСЕССУАР 
АКЦИОНИЗМ 
АЛЕАТОРИКА 
АЛЛЕГОРИЯ 
АЛМОНД, Габриэль Абрахам 
АЛТАРЬ 
АЛЬТАМИРА 
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД 
АМПИР 
АНДЕГРАУНД 
АНДРЕЕВ, Даниил Леонидович 
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНСАМБЛЬ 
АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 
АНТИЧНОСТЬ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКРИФ 
«АПОЛЛОНОВСКОЕ» и «ДИОНИСИЙСКОЕ» 
АПОФЕОЗ 
«АР НУВО» 
АРГО 
АРИСТОТЕЛЬ 
АРОН(Агоп), Рэймон 
АРТ-РОК 
АРТЕФАКТ 
АРХАИКА 
АРХЕТИП 
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 
АРХИТЕКТУРА 
АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
АУРА 

 

АВТОПОРТРЕТ  (греч. autos — сам) —

изображение художника, выполненное им самим при помощи одного или нескольких зеркал.

Особая разновидность портретного жанра.

В автопортрете художник выражает оценку собственной личности и своих творческих принципов, порой соотнося себя с судьбой целого поколения и класса.

Изображение художником самого себя известно уже в античности (Фидий) и средневековом искусстве (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии).

Художники итальянского Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело и др.) зачастую вводили своё изображение как «молча присутствующее» в различные композиции религиозного и светского характера.

Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека
Возрождение. Италия. Боттичелли, Сандро. Портрет молодого человека

Как разновидность портретного жанра автопортрет сложился в XVI в. в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер).

Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.

Автопортретам Рембрандта характерны психологическая глубина и напряжённость, отражающая конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса.

Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс), наряду с социальной характеристикой, подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе.

Значительное место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни.

На рубеже XIX- XX вв. автопортреты часто используются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. Ван Гог, М. А. Врубель).

В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К, Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе — в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.