начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Б"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

БАЗИЛИКА 
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА 
БАРОККО 
БАРТ, Ролан 
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР 
«БАУХАУЗ» 
БАХТИН, Михаил Михайлович 
БАШЛЯР, Гастон  
БЕЛЛ, Даниэл 
БЕРГЕР, Питер Людвиг 
БЕРГСОН, Анри 
БЕРДЯЕВ, Николай Александрович 
БЕРН, Эрик 
БЕСФОРМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ 
БИБЛЕР, Владимир Соломонович 
БИДЕРМЕЙЕР (Бидермайер) 
БИТНИКИ 
БОАС, Франц 
БОГЕМА 
БОДИ-АРТ 
БОДРИЙЯР, Жан 
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА 
БОННАР, Андре 
БОУЛДИНГ, Кеннет Эдвард 
БРЕЙН-ДРЕЙН 
БРОДЕЛЬ, Фернан 
БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА 
БРОНЗОВЫЙ ВЕК 
БРУТАЛИЗМ 
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ 
БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич 
БУРДЬЕ, Пьер 
БУФФОНАДА 
БЫТОВОЙ ЖАНР 
БЮСТ 

 

БАРОККО  (итал. barocco—причудливый) —

один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI — середины XVIII в.

Пришедший на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма, стиль барокко воплотил в себе новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и изменчивости.

Барокко. Италия. Караваджо, Микеланджело Меризи де. Юноша с корзиной фруктов
Барокко. Италия. Караваджо, Микеланджело Меризи де. Юноша с корзиной фруктов

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил.

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью со сложным внутренним миром.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетичность и приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер, свойственно торжественное монументально-декоративное единство.

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба в барокко стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем.

Дворцы и церкви благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность.

Парадные интерьеры зданий украсились многоцветной скульптурой, лепкой и резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве барокко преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре—живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии, на родине барокко, в рамках данного стиля работали такие художники, как основоположник демократического реализма М. Караваджо, лидеры академизма братья Карраччи, архитектор Дж. Виньола, выдающийся скульптор Джамболонья и пр.

Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо.

Своё наиболее яркое воплощение данный стиль нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца П. даКортоны.

Жизнерадостные, реалистические начала присущи барокко во Фландрии (живописцы П.П. Рубенс, А. Ван Дейк, Ф. Снейдерс).

В Испании в XVII в. черты барокко проявились в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистической живописи X. де Шиберы, Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса.

В XVIII в. в постройках X. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» стран Латинской Америки).

Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б, Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, живописец Ф. Маульберч), Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нейман» А. Шлютер, М. Пёппельман), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве.

Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с установлением абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый «большой стиль» (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена).

Понятие «барокко» иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, «нарышкинское барокко», или «московское барокко» в русском зодчестве конца XVII в.).

Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма.

Наиболее ярко они отразились в творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Я. Вермера Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в.

Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Земцов, В. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский); изобразительное искусство обращается к светским, общественным темам, получает развитие портретный жанр (скульптура Б. К. Растрелли и др.).

К выдающимся памятникам в стиле барокко относится и Андреевская церковь в Киеве (1747-1753), построенная московским архитектором И. Ф. Мичуриным по проекту В. В. Растрелли. Особенностью Андреевской церкви, органично вписанной в живописные днепровские склоны, являются изысканные пропорции её краеугольных пилонов, верхов, а также форм куполов.

В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.