начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Б"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

БАЗИЛИКА 
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА 
БАРОККО 
БАРТ, Ролан 
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР 
«БАУХАУЗ» 
БАХТИН, Михаил Михайлович 
БАШЛЯР, Гастон  
БЕЛЛ, Даниэл 
БЕРГЕР, Питер Людвиг 
БЕРГСОН, Анри 
БЕРДЯЕВ, Николай Александрович 
БЕРН, Эрик 
БЕСФОРМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ 
БИБЛЕР, Владимир Соломонович 
БИДЕРМЕЙЕР (Бидермайер) 
БИТНИКИ 
БОАС, Франц 
БОГЕМА 
БОДИ-АРТ 
БОДРИЙЯР, Жан 
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА 
БОННАР, Андре 
БОУЛДИНГ, Кеннет Эдвард 
БРЕЙН-ДРЕЙН 
БРОДЕЛЬ, Фернан 
БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА 
БРОНЗОВЫЙ ВЕК 
БРУТАЛИЗМ 
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ 
БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич 
БУРДЬЕ, Пьер 
БУФФОНАДА 
БЫТОВОЙ ЖАНР 
БЮСТ 

 

БОДРИЙЯР  (Baudrillard), Жан (1929-2007) —

французский философ, социолог, культуролог, классик постмодерна.

В своих ранних работах 60-х гг. XX в. — «Система вещей» и «Общество потребления» — Бодрийяр рассматривает процесс потребления как универсальный язык современного общества, анализирует статус потребляемой вещи и пр.

В работах 1970-х— 1990-х гг. («В тени молчаливых большинства, «Фатальные стратегии» и др.) Бодрийяр приходит к пессимистическим выводам относительно судьбы современного общества потребления, что приносит ему «титул» «меланхолического Ницше».

В 1980-х гг. разрабатывает теорию исторического развития способа обозначения, вводя в оборот в рамках постструктуралистской эстетики такие новые понятия, как «симулякр», «соблазн», «экстаз», «ожирение» и др.

По его мнению, эра знаков начинается вместе с эпохой Возрождения, когда коды получают определенную независимость от референтов.

В конце XX в. эта самостоятельность становится полной.

Знак, по Бодрийяру, проходит четыре стадии развития.

Первая — зеркальное отображение некоей глубинной реальности;
вторая — извращение, искривление этой реальности;
третья — маскировка отсутствия какой-либо реальности;
четвертая — потеря всякой связи с реальностью, переход с устройства видимости в устройство симуляции.

Современный мир, по Бодрийяру, весь состоит из моделей и симулякров.

Симуляция, выдающая отсутствие за присутствие, объединяет реальное и воображаемое.

Постмодерн для Бодрийяра является единственно возможной тактикой выживания в условиях кризиса культуры.