БАЗИЛИКА
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
БАРОККО
БАРТ, Ролан
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР
«БАУХАУЗ»
БАХТИН, Михаил Михайлович
БАШЛЯР, Гастон
БЕЛЛ, Даниэл
БЕРГЕР, Питер Людвиг
БЕРГСОН, Анри
БЕРДЯЕВ, Николай Александрович
БЕРН, Эрик
БЕСФОРМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ
БИБЛЕР, Владимир Соломонович
БИДЕРМЕЙЕР (Бидермайер)
БИТНИКИ
БОАС, Франц
БОГЕМА
БОДИ-АРТ
БОДРИЙЯР, Жан
БОЛОНСКАЯ ШКОЛА
БОННАР, Андре
БОУЛДИНГ, Кеннет Эдвард
БРЕЙН-ДРЕЙН
БРОДЕЛЬ, Фернан
БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
БРУТАЛИЗМ
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ
БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич
БУРДЬЕ, Пьер
БУФФОНАДА
БЫТОВОЙ ЖАНР
БЮСТ
|
БЕРН (Bern), Эрик (1902-1970) —
известный американский ученый, психоаналитик, неофрейдист, основатель трансакционного анализа, автор термина «жизненный сценарий».
Трансакционный (от англ. transaction - сделка, соглашение) анализ, предложенный Берном, представляет собой оригинальный анализ межличностных отношений — взаимодействия индивидов с точки зрения трёх основных эго-состояний: взрослый (я, эго), родитель (совесть, супер-эго) и ребёнок (оно, ид).
Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
По Берну, каждый человек имеет свой «жизненный сценарий» — определенную модель поведения, которая намечается в ранние детские годы и согласно которой личность организует ход своей жизни (так, например, существуют эталонные сценарии жизни крестьянина, ученого, бизнесмена и т. п.).
Сценарии всегда привязаны к определённому социокультурному пространству и направлены на ограничение спонтанных творческих устремлений, так же, как любые игры, представляют собой некие искусственные структуры, лимитирующие спонтанную творческую активность человека.
По Берну, люди, в соответствии со своими жизненными сценариями, постоянно играют в те или иные игры, которыми заполняется (структурируется) вся их жизнь.
Наиболее страшной игрой, по мнению самого Берна, является война.
На основе понятия «жизненный сценарий» в культурологии были выделены такие понятия, как «культурный сценарий» (социокультурно обусловленный план жизненных действий человека) и « сценарии деятельности» (модели, определяющие характер, цели, нормы поведения людей в определенной сфере общественной жизни — культура мышления, общения, работы, обучения, игры, отдыха и пр.).
Основные работы: «Трансакционный анализ в психотерапии» (1961); «Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы» (1964); «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» (издано в 1972).
|
|