начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Ц"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЦЕННОСТИ 
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ 
ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ 
ЦИКЛИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ 

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ  (лат. civilis — гражданский, государственный) —

1) форма существования существ, наделенных разумом;

2) степень развития материальной и духовной культуры; 3) относительно самостоятельное, иерархически выстроенное социально-историческое образование, локализованное в пространстве и во времени.

Разграничение цивилизации и культуры обозначилось впервые в эпоху Возрождения, когда в культуре стал проявляться личностный потенциал человека, а цивилизация стала связываться с историческим процессом развития общества.

Сам термин «цивилизация» был впервые использован французскими просветителями в XVII в. в рамках бинарного противостояния «цивилизация» — «варварство», что послужило онтологической основой экспансии европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур.

Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» усилилось и в рамках немецкой научной мысли XVIII-XIX вв. в результате осмысления ситуации культурного единства в условиях государственной раздробленности.

Доминирующим значением понятия «цивилизация» с этого времени становится высшая степень в развитии общества.

Разграничивая понятия «культура» и «цивилизация», выделяют следующие их характерные черты:

культура является внутренним достоянием человека, раскрывает меру его духовного богатства (цивилизация же представляет собой внешний по отношению к человеку мир);

культура тесно связана с расовой и национальной идентичностью социальных групп (в цивилизации же преобладают общечеловеческие, глобальные ценности);

культура предусматривает наличие в ней религии, без которой невозможна духовность — движущая сила культуры (цивилизация безрелигиозна).

Н. Данилевский сформулировал типологию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера цивилизация — это «неизбежная судьба культуры», определённая, заключительная стадия её развития; основными признаками цивилизации выступают развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

При таком понимании цивилизация противопоставляется целостности и органичности культуры.

Отказ от бинарной формулы «цивилизация — культура» происходит лишь в середине XX в., после Второй мировой войны, ставшей завершающим этапом распада Британской империи — последнего воплощения классической французской формулы цивилизации.

В окончательной форме тезис о том, что цивилизация определяется культурой, представляя собой «собрание культурных характеристик и феноменов», принадлежит французскому историку Ф. Броделю.

Вслед за Броделем, И. Валлерстайн определяет цивилизацию как «уникальную комбинацию традиций, общественных структур и культуры, которая формирует ту или иную историческую целостность и которая сосуществует (коль скоро их вообще можно отделить друг от друга) с другими культурными феноменами».

С. Хантингтон определяет цивилизацию как наивысшую культурную целостность, которая определяется как общими объективными элементами (язык, история, религия, обычаи, социальные институты), так и субъективной самоидентификацией людей.

Таким образом, в современной науке понятие «цивилизация» практически отождествляется с понятием «культура».