|
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА —
совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н. э.).
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА. Древнеримский художник. Аполлон с лирой. Фреска. Античность.
В узком смысле понятие «древнеримская культура» включает культуру Италии, а в широком — культуру объединённого римлянами Средиземноморья.
Впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов Древнего Востока, древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины, города-государства до огромной Римской империи.
Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (латинский алфавит, система образования, военное искусство, государственное устройство, римское право, градостроительство и многое другое).
В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования.
Вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки — изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи Римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами.
Главное же, что оставила после себя Римская империя, — это представление о направленной истории и мире — едином целом, где правит разумное начало.
Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливии, Тацит).
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
царский (VIII — начало VI в. до н. э.);
республиканский (510/509гг. — 30/27 гг. до н. э.);
период империи (30/27 гг. до н. э.).
Науки в Древнем Риме были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Центрами научной деятельности были эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.
Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знаний внесли географы Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.) и Клавдий Птоломей (83-161 гг.), историк Тацит (58-117 гг.), Тит Ливии (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) и Аппиан (? — 70-е гг. И в.). К этому времени относится и деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.).
Римская культура с самого начала несла в себе черты упадка, вырождения. Даже когда Рим находился в зените славы, т. е. в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до в. э. — начало I в. н. э.), в его искусстве было больше внешней эффектности, нежели настоящего величия.
Овладев греческой культурой, римляне обогатили её замечательными открытиями в области строительной техники.
Они первыми стали использовать в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал — римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко использовали рядом с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод, купол.
С провозглашением Римской империи (I-V вв. н. э.) перед искусством были поставлены задачи возвеличивания личности правителя и прославления его власти.
Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим.
Римский летописец Юлий Фронтин уверенно заявлял, что нельзя сравнить эти «огромные каменные сооружения с бескорыстными пирамидами Египта или с прославленными, но празднично пустыми зданиями греков». В этих словах — ключ к пониманию едва ли не важнейшего стимула римского искусства — культа полезности и даже пафоса.
Строятся многочисленные монументы римских императоров I—II вв. н. э. — времени вершин могущества Рима. Власть императоров подчёркивают грандиозные памятники архитектуры (ансамбли городов, императорские купола, термы, амфитеатры).
Римская архитектура не может сравниться в художественных ценностях с греческой, но она величественна, довольно эффектна и в своих инженерно-строительных достижениях значительно сложнее простой балочной конструкции греческого храма.
Типы римских зданий разнообразны, причём светские строения не менее уникальны, чем культовые, и многие из них на века утверждаются в мировой архитектуре (например, базилика со сводчатым перекрытием).
В I—II вв. был построен знаменитый Колизей — амфитеатр, вмещавший пятьдесят тысяч зрителей. Здесь происходили гладиаторские бои и травля зверей. Арена амфитеатра имела деревянный подвижный пол, который мог подниматься и опускаться, а также заполняться водой из подведённого к зданию рукава акведука» и тогда в Колизее устраивались морские битвы.
В Древнем Риме получил распространение скульптурный портрет, и именно в нём отразилось своеобразие римского искусства.
Римский скульптурный портрет основывается на технике снятия с лиц покойных восковых масок, точно отражающих черты умерших людей. Приёмы снятия маски римляне переняли у греков» но для греческого скульптора маски были лишь подсобным материалом в ходе создания портрета.
Римские мастера, работавшие над созданием портрета в мраморе или бронзе, точно подражали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие детали лица. В сущности» их задача состояла в том, чтобы «открыть глаза» и добавить к маске затылок.
Вследствие культурного обмена с Египтом, особенно во времена Юлия Цезаря, республиканский портрет I в. до н. э. отражает влияние стиля египетских портретов. Египетские мастера работали в базальте, обрабатывая его поверхность большими гладкими плоскостями. Мраморные римские портреты повторяют эту скульптурную технику.
Но римский скульптурный портрет — явление своеобразное. Он не подобен ни египетскому, ни греческому — в этом жанре римляне внесли в историю искусства неповторимый, исключительный вклад; портрет — это лучшее из всего, что они создали.
В римском портрете перед нами раскрывается дух Древнего Рима. Римский портрет — это сама история Рима, пересказанная в лицах, история его небывалого подъёма и трагической гибели.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную (латинскую) и Восточную (греческую).
В 476 г. Западная Римская империя рухнула под нашествием германцев. Открылась новая страница в истории культуры — культура средневековья.
Безусловно, римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации.
Кризис, охвативший Рим, не мог не затронуть и их.
Римское общество всё дальше отступало от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города.
Однако римская культура как составная часть античности оставила глубокий след в развитии мировой истории.
|
|