начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Д"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ДАДАИЗМ 
ДАНИЛЕВСКИЙ, Николай Яковлевич 
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ 
ДЕКАДЕНТСТВО 
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 
ДЕЛЁЗ, Жиль 
ДЕМИУРГ 
ДЕРРИДА, Жак 
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ 
ДИАЛОГ КУЛЬТУР 
ДИЗАЙН 
ДИКОСТЬ 
ДИОРАМА 
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА 
ДУХОВНОСТЬ 
ДЮРКГЕЙМ, Эмиль 
ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА 

 

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА  —

совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н. э.).

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА. Древнеримский художник. Аполлон с лирой. Фреска. Античность
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА. Древнеримский художник. Аполлон с лирой. Фреска. Античность.

В узком смысле понятие «древнеримская культура» включает культуру Италии, а в широком — культуру объединённого римлянами Средиземноморья.

Впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов Древнего Востока, древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины, города-государства до огромной Римской империи.

Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (латинский алфавит, система образования, военное искусство, государственное устройство, римское право, градостроительство и многое другое).

В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования.

Вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки — изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи Римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами.

Главное же, что оставила после себя Римская империя, — это представление о направленной истории и мире — едином целом, где правит разумное начало.

Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливии, Тацит).

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

царский (VIII — начало VI в. до н. э.);
республиканский (510/509гг. — 30/27 гг. до н. э.);
период империи (30/27 гг. до н. э.).

Науки в Древнем Риме были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Центрами научной деятельности были эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знаний внесли географы Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.) и Клавдий Птоломей (83-161 гг.), историк Тацит (58-117 гг.), Тит Ливии (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) и Аппиан (? — 70-е гг. И в.). К этому времени относится и деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.).

Римская культура с самого начала несла в себе черты упадка, вырождения. Даже когда Рим находился в зените славы, т. е. в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до в. э. — начало I в. н. э.), в его искусстве было больше внешней эффектности, нежели настоящего величия.

Овладев греческой культурой, римляне обогатили её замечательными открытиями в области строительной техники.

Они первыми стали использовать в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал — римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко использовали рядом с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод, купол.

С провозглашением Римской империи (I-V вв. н. э.) перед искусством были поставлены задачи возвеличивания личности правителя и прославления его власти.

Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим.

Римский летописец Юлий Фронтин уверенно заявлял, что нельзя сравнить эти «огромные каменные сооружения с бескорыстными пирамидами Египта или с прославленными, но празднично пустыми зданиями греков». В этих словах — ключ к пониманию едва ли не важнейшего стимула римского искусства — культа полезности и даже пафоса.

Строятся многочисленные монументы римских императоров I—II вв. н. э. — времени вершин могущества Рима. Власть императоров подчёркивают грандиозные памятники архитектуры (ансамбли городов, императорские купола, термы, амфитеатры).

Римская архитектура не может сравниться в художественных ценностях с греческой, но она величественна, довольно эффектна и в своих инженерно-строительных достижениях значительно сложнее простой балочной конструкции греческого храма.

Типы римских зданий разнообразны, причём светские строения не менее уникальны, чем культовые, и многие из них на века утверждаются в мировой архитектуре (например, базилика со сводчатым перекрытием).

В I—II вв. был построен знаменитый Колизей — амфитеатр, вмещавший пятьдесят тысяч зрителей. Здесь происходили гладиаторские бои и травля зверей. Арена амфитеатра имела деревянный подвижный пол, который мог подниматься и опускаться, а также заполняться водой из подведённого к зданию рукава акведука» и тогда в Колизее устраивались морские битвы.

В Древнем Риме получил распространение скульптурный портрет, и именно в нём отразилось своеобразие римского искусства.

Римский скульптурный портрет основывается на технике снятия с лиц покойных восковых масок, точно отражающих черты умерших людей. Приёмы снятия маски римляне переняли у греков» но для греческого скульптора маски были лишь подсобным материалом в ходе создания портрета.

Римские мастера, работавшие над созданием портрета в мраморе или бронзе, точно подражали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие детали лица. В сущности» их задача состояла в том, чтобы «открыть глаза» и добавить к маске затылок.

Вследствие культурного обмена с Египтом, особенно во времена Юлия Цезаря, республиканский портрет I в. до н. э. отражает влияние стиля египетских портретов. Египетские мастера работали в базальте, обрабатывая его поверхность большими гладкими плоскостями. Мраморные римские портреты повторяют эту скульптурную технику.

Но римский скульптурный портрет — явление своеобразное. Он не подобен ни египетскому, ни греческому — в этом жанре римляне внесли в историю искусства неповторимый, исключительный вклад; портрет — это лучшее из всего, что они создали.

В римском портрете перед нами раскрывается дух Древнего Рима. Римский портрет — это сама история Рима, пересказанная в лицах, история его небывалого подъёма и трагической гибели.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную (латинскую) и Восточную (греческую).

В 476 г. Западная Римская империя рухнула под нашествием германцев. Открылась новая страница в истории культуры — культура средневековья.

Безусловно, римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации.

Кризис, охвативший Рим, не мог не затронуть и их.

Римское общество всё дальше отступало от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города.

Однако римская культура как составная часть античности оставила глубокий след в развитии мировой истории.