начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Д"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ДАДАИЗМ 
ДАНИЛЕВСКИЙ, Николай Яковлевич 
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ 
ДЕКАДЕНТСТВО 
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 
ДЕЛЁЗ, Жиль 
ДЕМИУРГ 
ДЕРРИДА, Жак 
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ 
ДИАЛОГ КУЛЬТУР 
ДИЗАЙН 
ДИКОСТЬ 
ДИОРАМА 
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА 
ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА 
ДУХОВНОСТЬ 
ДЮРКГЕЙМ, Эмиль 
ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА 

 

ДАДАИЗМ  (фр. dadaisme, от dada — деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязный, детский лепет) —

авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве (1916-1921 гг.), возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей.

Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей Первую мировую войну как разжигание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику — как их лицемерную маскировку.

Отсюда — программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм дадаизма и конкретные методы его представителей (М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс), нередко сводившиеся к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, комбинациям случайных предметов, наклейкам на холст (коллажам) и т. п.

В 20-х гт. XX в. во Франции дадаизм слился с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов дадаизма), а в Германии — с экспрессионизмом.

Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов стали в середине XX в. источником поп-арта.

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль, бросаясь из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе — и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя.

Излюбленные жанры дадаизма — монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).

Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго.

Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.