|
ДАДАИЗМ (фр. dadaisme, от dada — деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязный, детский лепет) —
авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве (1916-1921 гг.), возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей.
Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей Первую мировую войну как разжигание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику — как их лицемерную маскировку.
Отсюда — программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм дадаизма и конкретные методы его представителей (М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс), нередко сводившиеся к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, комбинациям случайных предметов, наклейкам на холст (коллажам) и т. п.
В 20-х гт. XX в. во Франции дадаизм слился с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов дадаизма), а в Германии — с экспрессионизмом.
Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов стали в середине XX в. источником поп-арта.
Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль, бросаясь из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе — и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя.
Излюбленные жанры дадаизма — монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).
Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго.
Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.
|
|