начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Ф"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ 
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 
ФИННО-УГРЫ 
ФЛОРЕНСКИЙ, Павел Александрович 
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА 
ФОВИЗМ 
ФОТОРЕАЛИЗМ 
ФРАКИЙЦЫ 
ФРЕЙД, Зигмунд 
ФРОММ, Эрих 
ФРЭЗЕР, Джеймс Джордж 
ФУКО, Мишель Поль 
ФУКУЯМА, Фрэнсис 
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 
ФУТУРИЗМ 

 

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА  —

одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии эпохи Возрождения.

Окончательно сложилась в XV в., в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии.

Формированию Флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. Фреска. Джотто ди Бондоне. Житель Ассизи расстилает свой плащ перед св. Франциском
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. Фреска. Джотто ди Бондоне.
Житель Ассизи расстилает свой плащ перед св. Франциском

Родоначальником Флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто, наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность.

Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приёмы его творчества.

В последней трети XIV в. во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое направление.

Новый подъём Флорентийской школы относится к периоду Раннего Возрождения (XV в.).

Основоположниками искусства Ренессанса стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), скульптор Донателло и живописец Мазаччо, стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности.

За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Л.Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео, скульпторы Л. Либерти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сепиньяно, Бенедетто да Майано и другие.

Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров Флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др.).

В архитектуре флорентийской школы в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи.

Для изобразительного искусства Флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.).

Новаторские искания флорентийских мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства, оказали революционизирующее воздействие на искусство Италии и многих других стран Европы.

Вместе с тем как живописи, так, отчасти, и скульптуре Флорентийской школы XV в. были свойственны отдельные готические реминисценции — черты повышенной одухотворённости и интимной лирической созерцательности (живопись фра Анджелико, Филиппе Липпи и др., готический декоративизм Б. Гоццоли, Уччелло).

В конце XV в., наряду с идущими от искусства Мазаччо и Донателло демократическими традициями (Д. Гирландайо), начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся, прежде всего, в работах художников, близких ко двору Медичи и патрицианским городским кругам (Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, Верроккьо, А. Поллайоло).

Искания мастеров XV в. завершили великие мастера — Леонардо да Винчи и Микеланджело, работавшие и в других городах Италии и поднявшие художественные завоевания Флорентийской школы на новый качественный уровень.

Их творчество, переросшее границы собственно Флорентийской школы, ознаменовало начало эпохи Высокого Возрождения в итальянском искусстве.

Утверждение образа идеально прекрасного человека приняло в их произведениях возвышенный, а порой и героико-драматический характер.

В 20-х гг. XVI в. начинается постепенный упадок Флорентийской школы.

Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства Флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжали работать ряд крупных мастеров (живописцы фра Бартоломмео, Андрее дель Сарто, скульптор А. Сансовино).

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. Маньеризм. Аньоло Бронзино. Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. Маньеризм. Аньоло Бронзино.
Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста

В 30-х гг. XVI в. Флорентийская школа становится одним из главных центров придворного и элитарного искусства маньеризма (арх. и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.).

В XVII в. Флорентийская школа окончательно приходит в упадок.