|
ФРАКИЙЦЫ —
индоевропейские племена, населявшие в древности северо-восток Балканского полуострова и северо-западной Малой Азии.
У северных фракийцев древнейшие памятники (с конца 2-го тысячелетия до н. э.) относятся к галыптатскому искусству (неукреплённые поселения, керамические сосуды с геометрическим орнаментом, оружие).
Типы поселений южных фракийцев разнообразны (поселения нателях — холмах; укреплённые посёлки, крепости).
Началом 1-го тысячелетия до н. э. датируются дольмены, иногда с погребальной камерой, перекрытой ложным сводом, с преддверием и коридором-дромосом, а также скальные гробницы.
Расцвет культуры южных фракийцев относится к концу VI — началу III в. до н. э.
Сохранились многочисленные курганы с погребениями племенной знати, отличающимися богатством инвентаря (золотые и серебряные шлемы, нагрудники, ювелирные изделия, древнегреческая керамика и др.).
Многообразны типы подкурганных сооружений (обширны прямоугольные или округлые погребальные камеры из каменных плит с преддверием и дромосом; гробницы с двухскатным ложным сводом и купольные гробницы).
Богатые захоронения фракийцев по характеру погребального обряда и набору предметов близки к скифским, но отличаются по тематике и стилистической трактовке изображений на изделиях фракийской работы.
Ювелирные изделия демонстрируют оригинальное переплетение местных, древнегреческих и переднеазиатских традиций.
Для «звериного стиля» фракийцев, отчасти испытавшего воздействие скифского «звериного стиля», характерны переработка в местном духе зооморфных мотивов, заимствованных из искусства Древней Греции и Малой Азии, и нарастание самобытных наивнореалистических черт.
Наряду с тиснёными и гравированными сценами борьбы зверей (нападение льва на быка, волка на серну, борьба медведей) и нерасшифрованными зооморфными мотивами на них встречаются изображения охоты всадника и мифические композиции с человеческими фигурами.
Изображениям, переданным с помощью обобщённых линий, точек, штрихов и др., присущи наивная выразительность, мягкость и слитность объёмов, орнаментальность деталей. Аналогичные приёмы свойственны и фигурным изображениям на золотых и серебряных сосудах (из кургана в Аджигёле, IV в. до н. э., Румыния, и из г. Враца, Болгария, 380-350 гг. до н. э.).
Особое место среди изделий фракийцев в «зверином стиле» занимают бляхи-свастики с развёрнутыми по кругу плоскостными стилизованными изображениями голов фантастических животных.
Они отражают усиливающееся на протяжении IV в. до н. э. в искусстве фракийцев тяготение к декоративизму и схематизации.
С V в. до н. э. фракийцы испытывали усиливающееся воздействие древнегреческой цивилизации.
По типу античных городов была построена в IV—III вв. до н. э. столица Фракии — г. Севтополь (близ г. Казанлык, Болгария).
К IV—III вв. до н. э. относятся произведения греко-фракийского искусства, принадлежащие к числу шедевров античной художественной культуры (Казанлыкская гробница, клады золотых сосудов из Панагюриште, конец IV - начало III в. до н. э., и серебряной утвари из Рогозена, IV в. до н. э.).
На рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. племена даков сооружают в горах Трансильвании (ныне Румыния) систему мощных крепостей (Грэдшптя-Мунчелулуй и другие).
Ко времени римского завоевания относятся погребальные шлемы и ярко выразительные маски из серебра, бронзы и железа, статуэтки и стелы с рельефами, надгробные портреты, статуи, изделия декоративно-прикладного искусства.
С нач. 1-го тысячелетия н. э. культура на территории, заселённой фракийцами, постепенно приобретает провинциально-римский характер.
В эпоху великого переселения народов фракийцы смешиваются с другими племенами и утрачивают этническую и культурную самостоятельность.
|
|