начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Ф"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ 
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 
ФИННО-УГРЫ 
ФЛОРЕНСКИЙ, Павел Александрович 
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА 
ФОВИЗМ 
ФОТОРЕАЛИЗМ 
ФРАКИЙЦЫ 
ФРЕЙД, Зигмунд 
ФРОММ, Эрих 
ФРЭЗЕР, Джеймс Джордж 
ФУКО, Мишель Поль 
ФУКУЯМА, Фрэнсис 
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 
ФУТУРИЗМ 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ  (лат. functio — исполнение, осуществление) —

создана английским этнографом и социологом польского происхождения Б.К. Малиновским.

Его основная идея состоит в том, что культура первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека — например, в еде, жилище, продолжении рода.

Обобщив собственные исследования племён Новой Гвинеи и Океании, Б.К. Малиновский вместе с А. Р. Радклифф-Брауном сформулировал три основных постулата функционального подхода: каждая культура — это целостность (как следствие функционального единства общества); каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определённую жизненно важную функцию для культуры; каждый её элемент является незаменимым.

Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной органической системы социальных институтов, т. е. исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни, каждая из которых выполняет определённую функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей.

Одна из главных задач культуры — закрепление, развитие и передача потомкам именно этих вторичных потребностей, составляющих в совокупности Социальный опыт.

Различия между культурами порождены различиями в способах удовлетворения как раз этих вторичных потребностей, в то время как физиологические и психические потребности едины для всех людей и независимы от культуры.

Основным условием существования цивилизации Малиновский считал «равновесие» форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов.