|
ФУТУРИЗМ (лат. futurum — будущее) —
авангардистское течение в европейском искусстве начала XX в., преимущественно в Италии и России, явившееся выражением стихийно-эмоционального предощущения социального и культурного разлома, нарастающего утилитаризма мышления, массовости культуры.
Футуризм возник как общественно-политическое движение в Италии в 1909 году.
Идеологом течения стал литератор Ф. Маринетти.
В своих манифестах футуристы предлагали идею «восстания» против тирании слов «гармония» и «хороший вкус», предлагали уничтожить театры, музеи, «вымести» из живописи все уже использованные сюжеты, изображать современную динамическую жизнь.
Вслед за Ф. Ницше (утверждавшим, что мир находится в постоянном развитии), футуристы старались передать ускоряющийся темп жизни средствами ритмического повторения отдельных фигур и их частей (увеличивая, например, количество рук или ног у бегущего человека: Дж. Северини, У. Боччони).
Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е, Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Футуризм отрицает традиции; он устремлён в будущее, где будут преобладать «техника», «скорость», «сила».
В искусстве футуристы видели предмет для самотворчества, самовыражения, игры формами, случайными ассоциациями.
Разрабатываемая футуристами эстетика урбанистической цивилизации проявилась в живописи — в «динамическом», совмещённом изображении разных стадий движения фигур, резких цветовых контрастах, введении слов и фрагментов; в поэзии — «телеграфный» стиль или попытки освобождения звукового состава слова («заумь»).
Определяющий художественный фактор футуризма — динамика.
Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре, полученных в процессе стремительного движения.
|
|