|
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО —
художественные памятники галыптатской археологической культуры, распространённой главным образом на юге Средней Европы в период раннего железного века (ок. 900-400 гг. до н. э.).
Названная по могильнику близ г. Галыптат (Hallstatt, Австрия), её восточная ветвь (территория современной Австрии, Югославии, Албании, отчасти Венгрии и Чехословакии) совпадает с районом расселения иллирийцев, западная ветвь (южные районы Германии, прирейнские районы Франции) — с районом обитания кельтов. К кругу галыптатского искусства относят также культуру позднелужицких племён).
Поселения галыптатского искусства изучены слабо. В них встречаются деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки.
Обычный тип поселения — деревня с регулярной сетью улиц, укрепленная земляными валами. Искусство племён гальштатской культуры было преимущественно декоративноприкладным и орнаментальным, но в нём встречались изображения людей и зверей, а также многофигурные сюжетные композиции.
Характерно обилие изделий из бронзы — мечи со спиралевидными «антеннами» на рукоятях, фибулы со скульптурными фигурками животных, пояса с нашивными узорными бляхами, орнаментированные браслеты и обручи (гривны), а также резко сужающиеся книзу вёдра (ситулы) с расположенными поясами наивными, условно-плоскостными изображениями людей, военных, ритуальных и бытовых сцен (гравированными или тиснёными).
Аналогичные скульптурные сцены встречаются и на бронзовых культовых повозках.
Керамика гальштатского искусства, испытавшая греко-италийское влияние (в том числе — культуры этрусков), выполнялась от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.).
В иллирийских областях сосуды покрывались жёлтой обмазкой (на которую наносился красный, тёмно-коричневый или чёрный узор) или краской (с белым, коричневым и чёрным орнаментом). Характерны также сосуды с гравированным или штампованным узором, полихромные, инкрустированные белой пастой, что свидетельствует об использовании местных художественных традиций эпох неолита и бронзы.
На глиняные и бронзовые сосуды иногда прикреплялись фигурки людей и животных. Нарастающее со временем в галыптатском искусстве стремление к пышности и живописности сказалось в изделиях из металла, инкрустированных золотом, янтарём, позже кораллами.
В Северной Италии и Боснии обнаружены надгробные стелы, обломки скульптуры и архитектурные фрагменты с рисунками или рельефами, изображающими битвы на море и суше, охоту, всадников, женщин.
Воздействие гальштатского искусства сказалось во многих районах Европы.
С V в. до н. э. галыптатское искусство было вытеснено латенской культурой кельтов.
|
|