начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Г"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ГАДАМЕР, Ганс Георг 
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО 
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих 
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА 
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 
ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГИДДЕНС, Энтони 
ГИЗА 
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 
ГЛИПТИКА 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 
«ГОЛУБАЯ РОЗА» 
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 
ГОТИКА 
ГРАВЮРА 
ГРАФИКА 
ГРОТЕСК 
ГРОФ, Станислав 
ГУМАНИЗМ 
ГУМИЛЁВ, Лев Николаевич 
ГУССЕРЛЬ, Эдмунд 
ГЭЛБРЕЙТ, Джон Кеннет 

 

ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО  —

художественные памятники галыптатской археологической культуры, распространённой главным образом на юге Средней Европы в период раннего железного века (ок. 900-400 гг. до н. э.).

Названная по могильнику близ г. Галыптат (Hallstatt, Австрия), её восточная ветвь (территория современной Австрии, Югославии, Албании, отчасти Венгрии и Чехословакии) совпадает с районом расселения иллирийцев, западная ветвь (южные районы Германии, прирейнские районы Франции) — с районом обитания кельтов. К кругу галыптатского искусства относят также культуру позднелужицких племён).

Поселения галыптатского искусства изучены слабо. В них встречаются деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки.

Обычный тип поселения — деревня с регулярной сетью улиц, укрепленная земляными валами. Искусство племён гальштатской культуры было преимущественно декоративноприкладным и орнаментальным, но в нём встречались изображения людей и зверей, а также многофигурные сюжетные композиции.

Характерно обилие изделий из бронзы — мечи со спиралевидными «антеннами» на рукоятях, фибулы со скульптурными фигурками животных, пояса с нашивными узорными бляхами, орнаментированные браслеты и обручи (гривны), а также резко сужающиеся книзу вёдра (ситулы) с расположенными поясами наивными, условно-плоскостными изображениями людей, военных, ритуальных и бытовых сцен (гравированными или тиснёными).

Аналогичные скульптурные сцены встречаются и на бронзовых культовых повозках.

Керамика гальштатского искусства, испытавшая греко-италийское влияние (в том числе — культуры этрусков), выполнялась от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.).

В иллирийских областях сосуды покрывались жёлтой обмазкой (на которую наносился красный, тёмно-коричневый или чёрный узор) или краской (с белым, коричневым и чёрным орнаментом). Характерны также сосуды с гравированным или штампованным узором, полихромные, инкрустированные белой пастой, что свидетельствует об использовании местных художественных традиций эпох неолита и бронзы.

На глиняные и бронзовые сосуды иногда прикреплялись фигурки людей и животных. Нарастающее со временем в галыптатском искусстве стремление к пышности и живописности сказалось в изделиях из металла, инкрустированных золотом, янтарём, позже кораллами.

В Северной Италии и Боснии обнаружены надгробные стелы, обломки скульптуры и архитектурные фрагменты с рисунками или рельефами, изображающими битвы на море и суше, охоту, всадников, женщин.

Воздействие гальштатского искусства сказалось во многих районах Европы.

С V в. до н. э. галыптатское искусство было вытеснено латенской культурой кельтов.