|
ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю) —
искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства.
Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями.
Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития.
Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифологические темы).
Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го — 1-е тыс. до н. э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства.
Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея: на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей.
Геммы Крита (3 — 2-е тыс. до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей.
Высокого расцвета достигло искусство геммы в Древней Греции и Древнем Риме.
В геммах архаической Греции (VI — начало V в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм.
В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античных гемм, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания.
Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиций, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. дон. э.).
В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера.
При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная гемма («камея Гонзага» с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э.).
С падением эллинистических центров мастера гемм устремились в Рим.
Крупнейшими мастерами древнеримских гемм были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа», конец I в. до н. э., Музей истории искусств, Вена).
В средние века гемма развивалась главным образом на Востоке.
Геммам Византии, сохраняющим в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм.
На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями.
Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.
В Западной Европе искусство геммы вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных гемм они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо даТреццо и др.).
В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (Алессандро и Антонио Маснаго).
Новый подъём геммы связан с эпохой классицизма (XVIII—начало XIX в.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер, во Франции — Жак Юэ и др.).
Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов.
В XIX в. гемма как вид искусства пришла в упадок.
|
|