начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Г"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ГАДАМЕР, Ганс Георг 
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО 
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих 
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА 
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 
ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГИДДЕНС, Энтони 
ГИЗА 
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 
ГЛИПТИКА 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 
«ГОЛУБАЯ РОЗА» 
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 
ГОТИКА 
ГРАВЮРА 
ГРАФИКА 
ГРОТЕСК 
ГРОФ, Станислав 
ГУМАНИЗМ 
ГУМИЛЁВ, Лев Николаевич 
ГУССЕРЛЬ, Эдмунд 
ГЭЛБРЕЙТ, Джон Кеннет 

 

ГЛИПТИКА  (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю) —

искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства.

Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями.

Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития.

Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифологические темы).

Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го — 1-е тыс. до н. э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства.

Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея: на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей.

Геммы Крита (3 — 2-е тыс. до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей.

Высокого расцвета достигло искусство геммы в Древней Греции и Древнем Риме.

В геммах архаической Греции (VI — начало V в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм.

В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античных гемм, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания.

Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиций, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. дон. э.).

В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера.

При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная гемма («камея Гонзага» с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э.).

С падением эллинистических центров мастера гемм устремились в Рим.

Крупнейшими мастерами древнеримских гемм были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа», конец I в. до н. э., Музей истории искусств, Вена).

В средние века гемма развивалась главным образом на Востоке.

Геммам Византии, сохраняющим в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм.

На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями.

Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.

В Западной Европе искусство геммы вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных гемм они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо даТреццо и др.).

В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (Алессандро и Антонио Маснаго).

Новый подъём геммы связан с эпохой классицизма (XVIII—начало XIX в.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер, во Франции — Жак Юэ и др.).

Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов.

В XIX в. гемма как вид искусства пришла в упадок.