|
ГОТИКА (ит. gotico — готский, от названия германского племени готов) —
художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между XII и XV-XVI вв.).
Готика. Готический собор.
Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
С началом XIX в., когда для искусства X-XII вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.
От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий.
Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно — витражей).
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамическим архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — горожан, торговцев и ремесленников, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы. Интенсивно развивались градострительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже — трёхэтажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.
Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания иерархии, власти божественных сил над человеком.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.
В готике происходят обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.
Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застывшая замкнутость романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.
Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.
В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
Готика достигла своего наивысшего расцвета в первой половине XIII в.
Каменные готические соборы приобрели свою классическую форму. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных четырьмя столбами и четырьмя арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном (« розой ») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символически сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегории, образы.
Лучшие произведения готической пластики — декоративные статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге - проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств.
Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов.
Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения).
С середины XIII в. величественные соборы строились во многих европейских странах — в Германии (в Кёльне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221-1599 гг.), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Улсале), Чехии (хор и трансепт собора Святого Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце XIII — начале XIV в. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности.
В светском городском зодчестве использовались главным образом композиционные и декоративные приёмы готики.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509 гг.).
Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
В поздней готике складывается новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью.
Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV-XV вв.). В миниатюрах (главным образом часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма.
В Германии расцвет готики относится к середине XIII в. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-1283 гг.); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-им-Брайсгау, Ульие); на севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334 гг.; Мариенкирхе в Любеке).
Многообразны по типам, композиции и декору светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия.
Поздняя немецкая готика (конец XIV—начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525 гг.) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.
Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (собор Св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно — богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304 гг., Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).
В Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным.
Английский собор обычно представляет собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием.
Строгая геометрическая простота объёмов компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах.
По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике; собор в Эксетере, между 1275-1375 гг.) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515 гг.).
Влияние английской, французской и немецкой кирпичной готики сказалось на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180-1320 гг.), Дании (собор Св. Кнуда в Оденсе, около XIII-XV в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430 гг.).
В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ре-табло) со скульптурой и живописью.
На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (однонефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607 гг.).
Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на острове Мальорка, 1426-1451 гг.). В XVI в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.
В Италии в XIII-XIV вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).
Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публике в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра.
В изобразительном искусстве Италии развитие готики было ограничено ранним формированием культуры Возрождения.
Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов.
В Венгрии готика распространилась в кон. XIII-XV в. (церковь Св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к XIV-XV вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм Св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Южной Чехии).
Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании.
В Польше готика развивалась в XIII-XV вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в XIII-XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII-XVI вв.).
В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллинна определился в XIV—XV вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте).
К XIV—XV вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV-XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Оное в Вильнюсе и дом Перку но в Каунасе.
В позднеготическую эпоху рост интереса к реальности, наблюдение и изучение натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия.
Этот процесс проявился в XIV — нач. XVI в. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.), немецкой, чешской, польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В XV-XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения.
На протяжении XVI в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.
|
|