начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Г"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ГАДАМЕР, Ганс Георг 
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО 
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих 
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА 
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 
ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГИДДЕНС, Энтони 
ГИЗА 
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 
ГЛИПТИКА 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 
«ГОЛУБАЯ РОЗА» 
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 
ГОТИКА 
ГРАВЮРА 
ГРАФИКА 
ГРОТЕСК 
ГРОФ, Станислав 
ГУМАНИЗМ 
ГУМИЛЁВ, Лев Николаевич 
ГУССЕРЛЬ, Эдмунд 
ГЭЛБРЕЙТ, Джон Кеннет 

 

ГОТИКА  (ит. gotico — готский, от названия германского племени готов) —

художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между XII и XV-XVI вв.).

Готика. Готический собор.
Готика. Готический собор.

Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

С началом XIX в., когда для искусства X-XII вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.

От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий.

Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно — витражей).

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамическим архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — горожан, торговцев и ремесленников, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы. Интенсивно развивались градострительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже — трёхэтажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.

Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.

Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.

Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания иерархии, власти божественных сил над человеком.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В готике происходят обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.

Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застывшая замкнутость романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.

Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.

В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Готика достигла своего наивысшего расцвета в первой половине XIII в.

Каменные готические соборы приобрели свою классическую форму. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных четырьмя столбами и четырьмя арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном (« розой ») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали.

Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символически сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегории, образы.

Лучшие произведения готической пластики — декоративные статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге - проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств.

Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов.

Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения).

С середины XIII в. величественные соборы строились во многих европейских странах — в Германии (в Кёльне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221-1599 гг.), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Улсале), Чехии (хор и трансепт собора Святого Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию.

Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце XIII — начале XIV в. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности.

В светском городском зодчестве использовались главным образом композиционные и декоративные приёмы готики.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509 гг.).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

В поздней готике складывается новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью.

Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV-XV вв.). В миниатюрах (главным образом часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма.

В Германии расцвет готики относится к середине XIII в. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-1283 гг.); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-им-Брайсгау, Ульие); на севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334 гг.; Мариенкирхе в Любеке).

Многообразны по типам, композиции и декору светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).

Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия.

Поздняя немецкая готика (конец XIV—начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525 гг.) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.

Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (собор Св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно — богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304 гг., Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

В Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным.

Английский собор обычно представляет собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием.

Строгая геометрическая простота объёмов компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах.

По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике; собор в Эксетере, между 1275-1375 гг.) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446-1515 гг.).

Влияние английской, французской и немецкой кирпичной готики сказалось на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180-1320 гг.), Дании (собор Св. Кнуда в Оденсе, около XIII-XV в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430 гг.).

В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ре-табло) со скульптурой и живописью.

На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (однонефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607 гг.).

Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на острове Мальорка, 1426-1451 гг.). В XVI в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.

В Италии в XIII-XIV вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).

Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публике в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра.

В изобразительном искусстве Италии развитие готики было ограничено ранним формированием культуры Возрождения.

Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов.

В Венгрии готика распространилась в кон. XIII-XV в. (церковь Св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к XIV-XV вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм Св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Южной Чехии).

Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании.

В Польше готика развивалась в XIII-XV вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в XIII-XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII-XVI вв.).

В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллинна определился в XIV—XV вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте).

К XIV—XV вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV-XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Оное в Вильнюсе и дом Перку но в Каунасе.

В позднеготическую эпоху рост интереса к реальности, наблюдение и изучение натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия.

Этот процесс проявился в XIV — нач. XVI в. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.), немецкой, чешской, польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В XV-XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения.

На протяжении XVI в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.