начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Г"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ГАДАМЕР, Ганс Георг 
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО 
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих 
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА 
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 
ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГИДДЕНС, Энтони 
ГИЗА 
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 
ГЛИПТИКА 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 
«ГОЛУБАЯ РОЗА» 
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 
ГОТИКА 
ГРАВЮРА 
ГРАФИКА 
ГРОТЕСК 
ГРОФ, Станислав 
ГУМАНИЗМ 
ГУМИЛЁВ, Лев Николаевич 
ГУССЕРЛЬ, Эдмунд 
ГЭЛБРЕЙТ, Джон Кеннет 

 

ГРАФИКА  (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую) —

вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика. Рисунок. Три грации
Графика. Рисунок. Три грации

Термин графика первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии.

Новое значение он получил в конце XIX — начале XX в. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.

Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с бело (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала графики.

Графика не исключает и применение цвета.

Графика. Муха, Альфонс. Плакат
Графика. Муха, Альфонс. Плакат

Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В. Фаворского, «воздух белого листа».

Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.

Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степенью пространственности и плоскостности.

Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами.

Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры и архитектуры (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. Баженова, А. Иванова, В. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и др.).

Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гросав Германии, Кукрыниксов в СССР и др.).

Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративность, броскость линогравюры и др.).

Особое место занимают в графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст.

Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника.

Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры.

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во множестве экземпляров, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений.

Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой приходится на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524-1526 гг. в Германии, лубки Отечественной войны 1812 г. в России, гравюры времён революций 1830 г. и 1848 г. во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-1920 гг. и Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., многочисленные произведения антифашистской графики 30-х - начала 40-х гг. в Европе). В XX в. особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика.

По технике исполнения графику разделяют на рисунок и печатную графику.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и художественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики, выступая извечным способом творческого общения художника с натурой, непосредственного отклика человека на окружающий его мир.

Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально — ксилография и резцовая гравюра, позже — офорт).

Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров.

Специфически массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура.

Одна из основных областей применения графики — книга.

С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой — гравюра и литография.

С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком.

Книжная графика включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги.

Сравнительно молодая область графики — плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. Моора, В. Маяковского. А. Дейнеки в СССР).

Прикладная, в том числе промышленная, графика приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.).

Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.