начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Г"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ГАДАМЕР, Ганс Георг 
ГАЛЫПТАТСКОЕ ИСКУССТВО 
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих 
ГЕНУЭЗСКАЯ ШКОЛА 
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ 
ГЕРДЕР, Иоганн Готфрид 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГИДДЕНС, Энтони 
ГИЗА 
ГИПЕРРЕАЛИЗМ 
ГЛИПТИКА 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 
«ГОЛУБАЯ РОЗА» 
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА 
ГОТИКА 
ГРАВЮРА 
ГРАФИКА 
ГРОТЕСК 
ГРОФ, Станислав 
ГУМАНИЗМ 
ГУМИЛЁВ, Лев Николаевич 
ГУССЕРЛЬ, Эдмунд 
ГЭЛБРЕЙТ, Джон Кеннет 

 

ГРОТЕСК  (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот) —

1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях, отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки.

ГРОТЕСК. Босх, Иероним. Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи"
ГРОТЕСК. Босх, Иероним.
Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи"

Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектическое понимание бытия (карнавалы; в изобразительном искусстве — химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др.), гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись И. Босха, П. Брейгеля).

ГРОТЕСК. Возрождение. Нидерланды. Брейгель, Питер. Падение ангелов.
ГРОТЕСК. Возрождение. Нидерланды.
Брейгель, Питер. Падение ангелов.

В дальнейшем в гротеске всё чаще использовались декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.).

Гротесками были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в XV в. при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (I в.).

Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493-1494 гг., художник Пинтуриккьо, ив лоджиях, 1519 гг., по эскизам Рафаэля);

2) наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

Гротескный мир - таящий в себе многозначную содержательность, фантастически публицистическое средство обличения социальной действительности (творчество Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др.).

В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия (нагромождение чудовищных, агрессивновраждебных человеку форм в сюрреализме и др.).

Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников XX в. (сатира Ж. Гроса, карикатура Кукрыниксов и др.).