начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Х"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ХАБЕРМАС, Юрген 
ХАЙДЕГГЕР, Мартии 
ХАНТИНГТОН, Самюэль Филипс 
ХЁЙЗИНГА, Йогав 
ХИППИ 
XOPKXAHMEP, Макс 
ХОРНИ, Карен 
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ 
ХЭПЕННИНГ 

 

ХЭПЕННИНГ  (англ. happening — случай, событие) —

разновидность современного театрального искусства, для которого характерен перенос действия со сцены в зал или на улицу, объединение актёров и зрителей в театральном действии.

Как интердисциплинарная форма постмодернизма хэппенинг объединяет пластические искусства, театр, музыку, внехудожественные феномены; предполагает ликвидацию границ искусства и утверждение тезиса социальной пластики «каждый человек — художник».

Хэппенинги, тесно связанные по своему духу с театром абсурда, могут быть своеобразными микроспектаклями с элементами сюжетности и сложным реквизитом либо более отвлечёнными ритмическими, динамичными или стабильными композициями.

В них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.

Особую популярность они обрели с периода возникновения поп-арта и концептуального искусства, нередко включая элементы видеоарта, феминизма, примыкая к разного рода социально-политическим и экологическим движениям в качестве наглядной пропаганды.

К хэппенингу тесно примыкают часто с ним отождествляемые боди-арт и перфоманс.

Автором первых постановок хэппенинга «Двор» и «Творения» был А. Кепроу.

Постановки хэппенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке.

Участники хэппенинга надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчёркивающие неодушевлённость исполнителей, их похожесть то на ящики, то на ведра.

Некоторые представления состоят, например, из мучительного высвобождения из-под брезента. При этом индивидуальное поведение актеров импровизационно. Порой актеры обращаются к зрителям с просьбой помочь им. Такое включение зрителя в действие отвечает духу хэппенинга.

В хэппенинге используется световая живопись: свет то и дело меняет цвет и силу, направляется непосредственно на актера или просвечивает сквозь ширмы из разного материала.

Часто он сопровождается звуковыми эффектами (человеческие голоса, музыка, звяканье, треск, скрежет).

Звук иногда бывает очень сильным, неожиданным, рассчитанным на шоковый эффект.

В представление включаются диапозитивы и кинокадры.

Порой используются и ароматические вещества. Исполнитель получает от режиссера задание, однако продолжительность действий участников не обусловлена. Каждый может выйти из игры, когда хочет.

Хэппенинг устраивается в разных местах: на автостоянках, во дворах, окружённых высотными домами, в подвалах, на чердаках.

Пространство хэппенинга, согласно принципам этого действа, не должно ограничивать воображение художника и зрителя.

Теоретик хэппенинга М. Керби относит этот вид зрелищ к области театра, хотя и отмечает, что хэппенинг отличается от театра отсутствием традиционной структуры спектакля: сюжета, характеров и конфликта.

Другие исследователи связывают природу хэппенинга с живописью и скульптурой, а не с театром.

Своими истоками хэппенинг восходит к художественным поискам начала XX в., к попыткам некоторых живописцев и скульпторов перенести акцент с картины или скульптуры на сам процесс их создания.

Другими словами, хэппенинг берёт истоки также и в «живописи действия» Дж. Поллока, в «хлещущих» ударах кистью Де Кунинга, в костюмированных живописных действах Ж. Матье.

Основные принципы хэппенинга:

дезинтеграция художественного объекта, т. е. замена результата художественной деятельности процессом создания художественного продукта и участие зрителя.

Ликвидация границы между художником и зрителем нарушает привычную для эстетики триаду:

художник — произведение — зритель.

Это позволяет представить хэппенинг как подменную модель социальнополитического творчества, способного «расширить» границы сознания и преобразовать социум.

Хэппенинг обращается к прошлому с целью изменения современных социальных отношений и сохранения единства и целостности культуры.

Лозунг хэппенинга — «искусство есть жизнь, жизнь есть искусство».