начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Х"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ХАБЕРМАС, Юрген 
ХАЙДЕГГЕР, Мартии 
ХАНТИНГТОН, Самюэль Филипс 
ХЁЙЗИНГА, Йогав 
ХИППИ 
XOPKXAHMEP, Макс 
ХОРНИ, Карен 
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ 
ХЭПЕННИНГ 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ  —

всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством.

Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (например, в литературе — образ персонажа, в живописи — изображение предмета и т. п.).

Но, в более общем смысле, художественный образ — сам способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности.

В онтологическом аспекте художественный образ есть факт идеального бытия, «встроенный» в свою вещественную основу, но не совпадающий с нею (мрамор — не плоть, которую он изображает; рассказ о событии — не само событие).

В семиотическом аспекте художественный образ есть знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур.

Образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего культурным «кодом», «ключом» к его содержанию (например, знание языка жестов в китайском или японском театре).

В гносеологическом аспекте художественный образ представляет собой вымысел, родственный такой разновидности познающей мысли, как допущение (например, изображение на холсте не локализовано в реальном пространстве и времени, оно остаётся как бы чистой возможностью).

В эстетическом аспекте художественный образ представляется организмом, в котором нет ничего случайного, который прекрасен благодаря совершенному единству и конечной осмысленности своих частей.

Если в качестве «организма» художественный образ автономен и в качестве идеального предмета объективен (подобно числу или формуле), то в качестве допущения он субъективен, а в качестве знака межсубъективен, коммуникативен, реализуем в ходе диалога между автором и адресатом и в этом отношении является не предметом и не мыслью, а процессом.

Внутреннее строение художественного образа существенно различается в разных видах искусства — в зависимости от материала (словесный, звуковой, пластический, пантомимический образ) и пространственно-временной характеристики (статический, динамический).