начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "И"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ИГРА 
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ИДЕАЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА 
ИКОНА 
ИКОНОГРАФИЯ 
ИКОНОПИСЬ 
ИЛЛЮЗИОНИЗМ 
ИЛЬИН, Иван Александрович 
ИМПРЕССИОНИЗМ 
ИНВАЙРОНМЕНТ 
ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ 
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНСТАЛЛЯЦИЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ИНТУИТИВИЗМ 
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНФОРМАЦИЯ 
ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ 
ИСКУССТВО 
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР 

 

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — «чистое искусство»,

название эстетических концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни.

В разных общественных условиях концепции «искусство для искусства» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному социальному смыслу.

Вместе с тем, тенденции ухода искусства от жизни возникают обычно в кризисные эпохи, в периоды обострения общественных противоречий, падения значения одних и усиления роли других общественных классов и группировок.

Хотя тенденции противопоставления искусства социальной действительности на протяжении истории искусства возникали неоднократно (например, в творчестве представителей итальянского и нидерландского маньеризма, болонского академизма), идеи «искусства для искусства» оформляются в теорию только к середине XIX в. во многом как реакция на позитивизм философии эпохи Просвещения.

Во Франции теория «искусства для искусства» получает распространение в 1830-е гг. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. XIX в. у представителей литературной школы так называемых парнасцев во главе с критиком Т. Готье, в Великобритании в 50-80-е гг. XIX в. — в творчестве прерафаэлитов, сложившемся под влиянием художественного теоретика Дж. Рескина, а также писателей А. Суинберна и др.

В России лозунг «искусство для искусства» в середине XIX в. полемически противопоставлялся натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. е. реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства.

Эстетика революционных демократов, их борьба против концепции «искусство для искусства» оказали существенное влияние на расцвет реализма в русской литературе и искусстве второй половине XIX в.

На рубеже XIX-XX вв. идеи «искусства для искусства» отчасти проявлялись в творчестве представителей объединения «Мир искусства», возглавляемого А. Бенуа и С. Дягилевым.