|
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» — «чистое искусство»,
название эстетических концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни.
В разных общественных условиях концепции «искусство для искусства» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному социальному смыслу.
Вместе с тем, тенденции ухода искусства от жизни возникают обычно в кризисные эпохи, в периоды обострения общественных противоречий, падения значения одних и усиления роли других общественных классов и группировок.
Хотя тенденции противопоставления искусства социальной действительности на протяжении истории искусства возникали неоднократно (например, в творчестве представителей итальянского и нидерландского маньеризма, болонского академизма), идеи «искусства для искусства» оформляются в теорию только к середине XIX в. во многом как реакция на позитивизм философии эпохи Просвещения.
Во Франции теория «искусства для искусства» получает распространение в 1830-е гг. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. XIX в. у представителей литературной школы так называемых парнасцев во главе с критиком Т. Готье, в Великобритании в 50-80-е гг. XIX в. — в творчестве прерафаэлитов, сложившемся под влиянием художественного теоретика Дж. Рескина, а также писателей А. Суинберна и др.
В России лозунг «искусство для искусства» в середине XIX в. полемически противопоставлялся натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. е. реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства.
Эстетика революционных демократов, их борьба против концепции «искусство для искусства» оказали существенное влияние на расцвет реализма в русской литературе и искусстве второй половине XIX в.
На рубеже XIX-XX вв. идеи «искусства для искусства» отчасти проявлялись в творчестве представителей объединения «Мир искусства», возглавляемого А. Бенуа и С. Дягилевым.
|
|