начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "И"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ИГРА 
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ИДЕАЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА 
ИКОНА 
ИКОНОГРАФИЯ 
ИКОНОПИСЬ 
ИЛЛЮЗИОНИЗМ 
ИЛЬИН, Иван Александрович 
ИМПРЕССИОНИЗМ 
ИНВАЙРОНМЕНТ 
ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ 
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНСТАЛЛЯЦИЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ИНТУИТИВИЗМ 
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНФОРМАЦИЯ 
ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ 
ИСКУССТВО 
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР 

 

ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ  —

понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени.

Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, особенности формообразования которого существенно определяют характер их образного строя.

Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные.

К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность.

К неизобразительным искусствам пластическим относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны.

В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных).

В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы.

Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлечённым образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура).

Такая область пластических искусств, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.

От других родов художественной деятельности произведения пластических искусств отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство).

Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определённой длительности.

Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино).

Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Скрябиным).

В структуру образа пластических искусств может входить материал языка (слово, буква, надпись).

Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии).

Но в основном образная структура произведений пластических искусств строится зрительно-пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).

Как и другие роды художественной деятельности, пластические искусства осваивают мир в образной форме.

Структуру художественного образа в искусствах пластических можно условно-аналитически расчленить на три тесно связанных друг с другом аспекта; тектонически-композиционный — состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции; выразительный — достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоционально-идейный смысл произведения; изобразительный (специфический для живописи, скульптуры и графики) — заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них.

Художественные ассоциации позволяют расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого, включить в него философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей и др.

В практике художественного творчества тектонически-композиционные и эмоционально-выразительные аспекты образа в пластических искусствах нерасторжимы и тесно связаны с его изобразительным решением.