|
ИКОНОГРАФИЯ (греч. eikon — изображение, образ и grapho — пишу, черчу, рисую) —
в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен.
Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённой теологической концепцией (например, икона Богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве).
По мере обогащения искусства новым содержанием схемы иконографии постепенно менялись и усложнялись; в дальнейшем обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художника обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании иконография (иконографический метод) — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен.
Сложившийся во Франции в 1840-х гг. как средство изучения средневекового искусства, истолкования его символики, аллегорий, атрибутов, метод был использован во второй половине XIX — начале XX в. Н. Кондаковым для изучения византийской традиции в древнерусском искусстве.
Э. Панофский расширил границы и возможности иконографии, положив её в основу иконологического метода исследования произведений искусства, определяющего их значение и смысл в контексте данной культуры.
Обращение к иконографии, сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетически-художественных аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (например, А. С. Пушкина, декабристов и пр.) или сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.
|
|