начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "И"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ИГРА 
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ИДЕАЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА 
ИКОНА 
ИКОНОГРАФИЯ 
ИКОНОПИСЬ 
ИЛЛЮЗИОНИЗМ 
ИЛЬИН, Иван Александрович 
ИМПРЕССИОНИЗМ 
ИНВАЙРОНМЕНТ 
ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ 
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНСТАЛЛЯЦИЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ИНТУИТИВИЗМ 
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНФОРМАЦИЯ 
ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ 
ИСКУССТВО 
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР 

 

ИМПРЕССИОНИЗМ  (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) —

направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-хгг.

Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. («Impression. Soleil levant», 1872 г.).

Импрессионизм. Франция. Моне, Клод. Вокзал Сен-Лазар в Париже
Импрессионизм. Франция. Моне, Клод. Вокзал Сен-Лазар в Париже.
Около 1877. 60 x 80 см. Холст, масло.


В пору зрелости импрессионизма (70-е — первая половина 80-х гг. XIX в.) его представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-1886 гг. восемь выставок.

Одним из создателей импрессионизма стал Э. Мане, не входивший в эту группу, но ещё в 60-х — начале 70-х гг. XIX в. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни.

Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. XIX в. освобождение от условностей классицизма, мантизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения.

Он делает эстетически значимой подлинную современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды.

Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное.

Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира.

Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

В пейзаже они (особенно А. Сислей и К. Писсарро) развили пленэрные искания Дж. Констэбла, барбизонской школы, К. Коро и др., разработали законченную систему пленэра.

В пейзажах импрессионистов простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности.

Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей с ветовоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в импрессионизме самостоятельным объектом изображения.

Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов нечистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями.

Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека.

Таким образом, происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс.

Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения, с другой стороны — кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение.

В отдельных приёмах построения композиции и пространства в импрессионизме ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии.

Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (О. Ренуар, Б. Моризо, отчасти — Э. Дега).

Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара); фигуры людей, освещенные естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п.

Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами.

С начала 80-х гг. XIX в. некоторые мастера импрессионизма во Франции стремились к видоизменению его творческих принципов.

Поздний импрессионизм (середина 80-х — 90-е гг.) развивался в период сложения стиля «модерн» различных направлений постимпрессионизма.

Для позднего импрессионизма характерно появление ощущения самоценности субъективной художественной манеры художника, нарастание декоративных тенденций. Игра оттенков и дополнительных тонов в произведениях импрессионизма становится всё более изощрённой, появляется тяготение к большей цветовой насыщенности полотен или к тональному единству; пейзажи объединяются в серии.

Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись.

Определённые его черты были восприняты салонно-академической живописью.

Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера).

Творческое обращение к импрессионизму, изучение его принципов явилось важной ступенью в развитии многих национальных европейских художественных школ.

Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество М. Либермана, Л. Коринта в Германии, К. Коровина, В. Серова, И. Грабаря и раннего М. Ларионова в России, М. Прендергаста и М. Кассатт в США, Л. Вычулковского в Польше, словенских импрессионистов и др.

Вместе с тем, за пределами Франции были подхвачены и развиты лишь отдельные стороны импрессионизма: обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры.

Термин «импрессионизм» применяется также к скульптуре 1880 — 1910-х гг., обладающей некоторыми сходными с живописью импрессионизма чертами, — стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью форм, нарочитой пластичностью, незавершённостью.

Наиболее ярко импрессионизм в скульптуре проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена и Э. Дега во Франции, П. Трубецкого и А. Голубкиной в России и др.

Отдельные приёмы импрессионизма сохранились во многих реалистических течениях искусства XX в.

Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств в литературе (Г. Мопассан, К. Гамсун, Г. Келлерман, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер, О. Уайльд, А. Саймоне, К. Гамсун, И. Анненский и др.), в музыке (К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин).