начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "И"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ИГРА 
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ИДЕАЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА 
ИКОНА 
ИКОНОГРАФИЯ 
ИКОНОПИСЬ 
ИЛЛЮЗИОНИЗМ 
ИЛЬИН, Иван Александрович 
ИМПРЕССИОНИЗМ 
ИНВАЙРОНМЕНТ 
ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ 
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНСТАЛЛЯЦИЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 
ИНТУИТИВИЗМ 
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 
ИНФОРМАЦИЯ 
ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ 
ИСКУССТВО 
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР 

 

ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) —

непосредственное усмотрение истины без участия рассудка или разума, имеет в процессе художественного творчества и восприятия исключительное значение.

Интуиция художественная по своей сущности сходна с духовным откровением в религии, имеет тот же источник, который в богословии называют сердечным умом.

Она необходима на всех этапах художественного творчества, начиная от замысла и до завершения произведения.

Результатом художественной интуиции, таким образом, является художественное произведение или эстетическое суждение.

Интуиция художественная как особый вид интуиции объединяет в себе два других вида интуиции: чувственную и интеллектуальную.

Чувственную — поскольку это интуиция чувственно воспринимаемых форм, интеллектуальную, поскольку это способность за обликом (видимым, слышимым, представляемым) усмотреть сущность.

Интуиция художественная в основном относится к произведениям искусства.

Те истолкования, которые способна дать наука, например искусствознание или философия, эстетика, произведению искусства, показав смысл, сложность (или простоту), совершенство формы и уходящую в бесконечность глубину содержания в случае гениального произведения, и одновременно оценить художественный уровень произведения, всё это в одно мгновение осуществляет художественная интуиция.

Эта способность свернуть в одном мгновении и в одном акте собрать все познавательные способности — восприятие, рассудок, разум, воображение — является основой создания произведения искусства, его неисчерпаемости и многозначности.

Хотя существует тип художника, «рассчитывающего» своё произведение, это отнюдь не означает, что он обходится в своем творчестве без художественной интуиции, работа которой шаг за шагом, как правило, не осознаётся и самим художником.

Интуиция художественная как синтезирующая способность души особенно обостряется в моменты вдохновения, когда творческая личность получает доступ к источнику высшего знания и энергии.

Этот выход к высшему источнику знания (по-разному называемому в идеализме, будь то мистический, религиозный или чисто философский идеализм) эмпиризм и рационализм объясняют как некое не замечаемое сознанием прокручивание умозаключений, как находящуюся на обочине сознания сознательной или бессознательной деятельности закрытой в себе, как в монаде, индивидуальной души.

Против такого понимания интуиции и вдохновения выступали многие мыслители, в том числе Э. Гартман, А. Бергсон, и в особенности, Н. Бердяев в своей книге «Смысл творчества».