|
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) —
непосредственное усмотрение истины без участия рассудка или разума, имеет в процессе художественного творчества и восприятия исключительное значение.
Интуиция художественная по своей сущности сходна с духовным откровением в религии, имеет тот же источник, который в богословии называют сердечным умом.
Она необходима на всех этапах художественного творчества, начиная от замысла и до завершения произведения.
Результатом художественной интуиции, таким образом, является художественное произведение или эстетическое суждение.
Интуиция художественная как особый вид интуиции объединяет в себе два других вида интуиции: чувственную и интеллектуальную.
Чувственную — поскольку это интуиция чувственно воспринимаемых форм, интеллектуальную, поскольку это способность за обликом (видимым, слышимым, представляемым) усмотреть сущность.
Интуиция художественная в основном относится к произведениям искусства.
Те истолкования, которые способна дать наука, например искусствознание или философия, эстетика, произведению искусства, показав смысл, сложность (или простоту), совершенство формы и уходящую в бесконечность глубину содержания в случае гениального произведения, и одновременно оценить художественный уровень произведения, всё это в одно мгновение осуществляет художественная интуиция.
Эта способность свернуть в одном мгновении и в одном акте собрать все познавательные способности — восприятие, рассудок, разум, воображение — является основой создания произведения искусства, его неисчерпаемости и многозначности.
Хотя существует тип художника, «рассчитывающего» своё произведение, это отнюдь не означает, что он обходится в своем творчестве без художественной интуиции, работа которой шаг за шагом, как правило, не осознаётся и самим художником.
Интуиция художественная как синтезирующая способность души особенно обостряется в моменты вдохновения, когда творческая личность получает доступ к источнику высшего знания и энергии.
Этот выход к высшему источнику знания (по-разному называемому в идеализме, будь то мистический, религиозный или чисто философский идеализм) эмпиризм и рационализм объясняют как некое не замечаемое сознанием прокручивание умозаключений, как находящуюся на обочине сознания сознательной или бессознательной деятельности закрытой в себе, как в монаде, индивидуальной души.
Против такого понимания интуиции и вдохновения выступали многие мыслители, в том числе Э. Гартман, А. Бергсон, и в особенности, Н. Бердяев в своей книге «Смысл творчества».
|
|