|
КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus — образцовый) —
стиль и направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Классицизм сложился в XVII в. во Франции.
В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Классицизм. Франция. Давид, Жак-Луи. Портрет мадам Рекамье.
В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.
Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта (1546-1650), драматургия П. Корнеля (1606-1648), Ж. Расина (1639-1699), Ж.Б. Мольера (1622-1673), поэтика Н. Буало (1636-1711).
Художественное произведение в классицизме воспринимается как создание искусственное — сознательно сотворенное и разумно организованное.
В классицизме выделяются «высокие» жанры (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).
Идеологию классицизма составляют мотивы патриотизма, государственного служения.
Возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея» ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. Ломоносова и Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы.
Для театрального искусства (М. Шанмеле, в Санкт-Петербурге А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественность спектаклей, размеренное чтение стихов.
В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (оперы К. Глюка в Австрии).
Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. Габриель, К. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.
Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.
Дополнительно по теме: "Классицизм"
|
|