начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "К"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

КАЛОКАГАТИЯ 
КАМЮ, Альбер 
КАНО 
КАНТ, Иммануил 
КАРАВАДЖИЗМ 
КАРАМЗИН, Николай Михайлович 
КАРИАТИДА 
КАРЛЁЙЛЬ, Томас 
КАРНАВАЛИЗМ 
«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» 
КАССИРЕР, Эрнст 
КАТАРСИС 
КЕЛЬТСКАЯ КУЛЬТУРА 
КИЕВСКОЙ РУСИ ИСКУССТВО 
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
КИТЧ 
КЛАССИЦИЗМ 
КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
КОД КУЛЬТУРЫ 
КОЛИЗЕЙ 
КОММУНИКАЦИЯ 
КОММУНИКАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ 
КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР 
КОНСЕРВАТИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
КОНСТРУКТИВИЗМ 
КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ 
КОНФОРМИЗМ 
КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
КОНФУЦИЙ 
КОПТСКОЕ ИСКУССТВО 
КОСМИЗМ РУССКИЙ 
КОСТУМБРИЗМ 
КРЕБЕР, Альфред Луис 
КРЕМЛЬ 
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ 
КРЕСТЬЯНСКИЙ РЕАЛИЗМ 
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ 
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА 
КРОМЛЕХ 
КТИТОР 
КУБИЗМ 
КУБОФУТУРИЗМ 
КУЛЬТУРА 
КУЛЬТУРА БЫТА 
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ 
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ 
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ 
КУЛЬТУРА РЕЧИ 
КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ 
КУЛЬТУРНАЯ АМАЛЬГАМАЦИЯ 
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА 
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ 
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА 
КУЛЬТУРНАЯ НОРМА 
КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА 
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД 
«КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ» ТЕОРИЯ 
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ 
КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ 
КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ 
КУЛЬТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК 
КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ 
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 
КУН, Томас 

 

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК  (лат. cultura — возделывание, воспитание, фр. choc — удар, толчок) —

стрессовое воздействие иной культуры на человека или общество; разрушение устоявшихся социальных условий (общества, социальной группы, индивида) в результате столкновения с иной культурой.

Главной причиной культурного шока является различие культур.

Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях.

Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия.

Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдаёт себе отчета, что в ней есть эта скрытая, внешне не видимая часть КУЛЬТУРЫ.

Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне «неочевидного», происходит основное столкновение ценностей и менталитетов.

Он утверждает, что при столкновении двух культурных айсбергов та часть культурного восприятия, которая прежде была бессознательной, выходит на уровень сознательного, и человек начинает с большим вниманием относиться как к своей, так и к чужой культуре.

Индивид с удивлением осознаёт наличие этой скрытой системы контролирующих поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадает в ситуацию контакта с иной культурой.

Результатом этого становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок.

Термин «культурный шок» был введён в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений.

Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, с одной стороны, потому что он неожидан, а с другой — потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры.

Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:

•  напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

•  чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

•  чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в отрицание этой культуры;

•  нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

•  тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

•  чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия.

Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям.

Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

Поэтому с начала 1990-х годов специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе, аккультурации.