начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "К"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

КАЛОКАГАТИЯ 
КАМЮ, Альбер 
КАНО 
КАНТ, Иммануил 
КАРАВАДЖИЗМ 
КАРАМЗИН, Николай Михайлович 
КАРИАТИДА 
КАРЛЁЙЛЬ, Томас 
КАРНАВАЛИЗМ 
«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» 
КАССИРЕР, Эрнст 
КАТАРСИС 
КЕЛЬТСКАЯ КУЛЬТУРА 
КИЕВСКОЙ РУСИ ИСКУССТВО 
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
КИТЧ 
КЛАССИЦИЗМ 
КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 
КОД КУЛЬТУРЫ 
КОЛИЗЕЙ 
КОММУНИКАЦИЯ 
КОММУНИКАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ 
КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР 
КОНСЕРВАТИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ 
КОНСТРУКТИВИЗМ 
КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ 
КОНФОРМИЗМ 
КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
КОНФУЦИЙ 
КОПТСКОЕ ИСКУССТВО 
КОСМИЗМ РУССКИЙ 
КОСТУМБРИЗМ 
КРЕБЕР, Альфред Луис 
КРЕМЛЬ 
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ 
КРЕСТЬЯНСКИЙ РЕАЛИЗМ 
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ 
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА 
КРОМЛЕХ 
КТИТОР 
КУБИЗМ 
КУБОФУТУРИЗМ 
КУЛЬТУРА 
КУЛЬТУРА БЫТА 
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ 
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ 
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ 
КУЛЬТУРА РЕЧИ 
КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ 
КУЛЬТУРНАЯ АМАЛЬГАМАЦИЯ 
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА 
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ 
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА 
КУЛЬТУРНАЯ НОРМА 
КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА 
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД 
«КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ» ТЕОРИЯ 
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ 
КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ 
КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ 
КУЛЬТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК 
КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ 
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ 
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 
КУН, Томас 

 

КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ  (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч., kyklos — круг) —

учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии.

Сторонники данной теории утверждают, что именно в циклической форме протекания исторических процессов, в характеризующем их «общем стиле культуры» и выражаются внутренние зависимости истории.

В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития — от возникновения до упадка.

Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико.

По мнению учёного, каждое общество в своём развитии проходит цикл, включающий три периода: детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам; юность — период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).

Достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему. Так, эпоху средневековья Дж. Вико трактует как «второе варварство».

Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в работах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Так, О. Шпенглер выделил восемь равноценных по «зрелости» культур, которые охватывают основные части мира: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку: египетскую; индийскую, вавилонскую, китайскую, грекоримскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Каждая из этих культур уникальна, они сосуществуют, оставаясь непроницаемыми друг для друга. Но, по О. Шпенглеру, любая культура существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию — «бездушный интеллект» или «массовое общество» (Ф. Ницше).

В работе «Закат Европы» (1919) он говорит о неизбежности будущего разрушения западной цивилизации.

Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, немецкий экономист и социолог А. Вебер также рассматривает мировую историю как ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет три фазы развития: молодость; зрелость; упадок. Но, в отличие от О. Шпенглера, А. Вебер рассматривает культуру и цивилизацию не как две фазы развития культурно-исторических целостностей (культура — развитие общества, цивилизация — его упадок), а как два аспекта каждой из них — духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический.

Английский историк и экономист А. Тойнби выделяет шесть основных типов культур-цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии следующие стадии — возникновение; рост, надлом, распад и гибель:

1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);

2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, майя);

3) вторичные цивилизации (вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская);

4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, японская, арабо-мусульманская);

5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая);

6) неразвитые цивилизации (христианские дальневосточная и дальнезападная).

Механизм социокультурного развития, с точки зрения А. Тойнби, является «и вызовом, и ответом», когда внешние или внутренние факторы неблагоприятны к культурной системе, а её будущее зависит от способности им противостоять.

Американский учёный С. Хантингтон наряду с западной цивилизацией, объединяющей культуру Северной Америки и Западной Европы, выделяет ещё восемь цивилизаций:

1) славяно-православную,

2) буддистскую,

3) японскую,

4) исламскую,

5) индуистскую,

6) латино-американскую,

7) африканскую,

8) синскую.

По мнению Хантингтона, мировой порядок в XXI в. будет определяться именно взаимодействием различных культур, границы которых проходят по ареалам распространения языков и определённых стилей жизни.