|
КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч., kyklos — круг) —
учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии.
Сторонники данной теории утверждают, что именно в циклической форме протекания исторических процессов, в характеризующем их «общем стиле культуры» и выражаются внутренние зависимости истории.
В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития — от возникновения до упадка.
Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико.
По мнению учёного, каждое общество в своём развитии проходит цикл, включающий три периода: детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам; юность — период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).
Достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему. Так, эпоху средневековья Дж. Вико трактует как «второе варварство».
Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в работах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Так, О. Шпенглер выделил восемь равноценных по «зрелости» культур, которые охватывают основные части мира: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку: египетскую; индийскую, вавилонскую, китайскую, грекоримскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.
Каждая из этих культур уникальна, они сосуществуют, оставаясь непроницаемыми друг для друга. Но, по О. Шпенглеру, любая культура существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию — «бездушный интеллект» или «массовое общество» (Ф. Ницше).
В работе «Закат Европы» (1919) он говорит о неизбежности будущего разрушения западной цивилизации.
Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, немецкий экономист и социолог А. Вебер также рассматривает мировую историю как ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет три фазы развития: молодость; зрелость; упадок. Но, в отличие от О. Шпенглера, А. Вебер рассматривает культуру и цивилизацию не как две фазы развития культурно-исторических целостностей (культура — развитие общества, цивилизация — его упадок), а как два аспекта каждой из них — духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический.
Английский историк и экономист А. Тойнби выделяет шесть основных типов культур-цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии следующие стадии — возникновение; рост, надлом, распад и гибель:
1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);
2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, майя);
3) вторичные цивилизации (вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская);
4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, японская, арабо-мусульманская);
5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая);
6) неразвитые цивилизации (христианские дальневосточная и дальнезападная).
Механизм социокультурного развития, с точки зрения А. Тойнби, является «и вызовом, и ответом», когда внешние или внутренние факторы неблагоприятны к культурной системе, а её будущее зависит от способности им противостоять.
Американский учёный С. Хантингтон наряду с западной цивилизацией, объединяющей культуру Северной Америки и Западной Европы, выделяет ещё восемь цивилизаций:
1) славяно-православную,
2) буддистскую,
3) японскую,
4) исламскую,
5) индуистскую,
6) латино-американскую,
7) африканскую,
8) синскую.
По мнению Хантингтона, мировой порядок в XXI в. будет определяться именно взаимодействием различных культур, границы которых проходят по ареалам распространения языков и определённых стилей жизни.
|
|