начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Л"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЛЕБОН, Гюстав 
ЛЕВИ-СТРОСС, Клод 
ЛЕМ, Станислав 
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 
ЛИОТАР, Жан-Франсуа 
ЛИЧНОСТЬ 
ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА 
ЛОСЕВ, Алексей Фёдорович 
ЛУБОК 
ЛУЧИЗМ 
ЛЭНД-АРТ 

 

ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА  —

художественная школа Северной Италии.

В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии.

ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА. Возрождение. Фоппа, Винченцо. Мария с книгой и благославляющим мальчиком-Христом
ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА. Возрождение. Фоппа, Винченцо.
Мария с книгой и благославляющим мальчиком-Христом

Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится трёхнефная базилика со слабо выраженным поперечным нефом — трансептом и подземным помещением - криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой по отношению к нефу, а также отдельно стоящей колокольней — кампанилой.

Тектонический декор наружных стен обычно состоит из лопаток, аркатурных фризов и аркадных галерей (церковь Сант-Амброджо в Милане, осн. строительство — XI-XII вв.; церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне, XII в.).

Расцветает искусство резьбы по камню (творчество мастеров Николао, Венедетто Антелами и др.).

На ломбардской почве готика получает подчёркнуто статическую интерпретацию, приобретая зачастую декоративный характер (так называемая Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386).

Постройки Ломбардской школы эпохи Возрождения (арх. Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием декоративных вставок, подчёркивающих гладь стены; получают развитие новаторские по построению внутренние пространства архитектурной композиции, особенно в творчестве Браманте.

Живопись треченто и раннего кватроченто в Ломбардии отмечена хрупким изяществом форм, поэтичностью; развивалась в русле интернациональной готики (миниатюры в рукописных «гербариях» и «лечебниках», анималистических рисунках Дж. де Грасси).

Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло.

ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА. Возрождение. Италия. Мантенья, Андреа. Евангелист Марк
ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА. Возрождение. Италия. Мантенья, Андреа. Евангелист Марк

Во второй половине XV в. в живописи Ломбардской школы усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества А. Мантеньи.

В произведениях мастеров этого времени преобладают пластическая ясность композиции, смягчённость колорита, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте).

В эпоху Высокого Возрождения основополагающим было влияние искусства Леонардо да Винчи и его школы (Дж, А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.).

Во второй половине XVI в. Образовалась отдельная Брепшанская школа, в искусстве которой соединились традиции Ломбардской и Венецианской школ.