|
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ (лат. linea — полоса, проведённая льняной бечевкой, от linum — лён) —
концепция развития культуры, базирующаяся на общей идее социального прогресса.
В соответствии с данным типом социокультурной динамики, прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития.
В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюционное и революционное.
Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII в., которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству», а также в работах американского учёного Л. Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация.
Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперёд от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.
Так, анализируя культуру первобытного общества, английский исследователь Э. Тэйлор (1832-1917) приходит к выводу о том, что развитие каждого общества происходит прямолинейно — от простейших форм к более сложным.
Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, другой английский учёный, один из основателей социологии, автор эволюционной концепции развития общества, Г. Спенсер (1820—1903) выделял в качестве главного фактора социокультурных изменений усложнение социальной структуры общества, а французский исследователь Э. Дюркгейм (1858-1917) усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Ф. Теннис (1855-1936), один из основателей немецкой школы социологии, рассматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного типа к современному, который предопределяется изменениями в системе социальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно — переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых норм.
К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриального и постиндустриального общества.
Американский экономист и социолог У. Ростоу (р. 1916) в середине 60-х гг. XX в., исходя из изменений в характере производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и индустриальную стадии.
В1973 г. выдающийся американский политолог и социолог Д. Белл (р. 1919) выдвинул концепцию постиндустриального общества, согласно которой человечество проходит в своём развитии три стадии — доиндустриальную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствует определённый тип производства и уровень развития технологий — сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг.
Для постиндустриальной стадии, которую называют информационной, а также технотронной (3. Бжезинский), технологической (Ж. Элюль) сверхиндустриальной или супериндустриальной (Э. Тоффлер), основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями - информационные технологии.
К эволюционному направлению в научных концепциях развития культуры можно отнести и религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена (1881-1955).
Современный неоэволюционизм в изучении культуры представлен работами Ю. Стюарда, Дж. Морока и др.
Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом.
Согласно концепции выдающегося немецкого ученого К. Маркса (1818-1883), общество в своём развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественноэкономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения.
Переход от одной формации к другой происходит путём социальной революции.
|
|