начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "Л"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

ЛЕБОН, Гюстав 
ЛЕВИ-СТРОСС, Клод 
ЛЕМ, Станислав 
ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 
ЛИОТАР, Жан-Франсуа 
ЛИЧНОСТЬ 
ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА 
ЛОСЕВ, Алексей Фёдорович 
ЛУБОК 
ЛУЧИЗМ 
ЛЭНД-АРТ 

 

ЛУБОК  —

народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения.

Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубков, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи.

Лубок, исполняемый, как правило, мастерами-ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы.

Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. — в гравюре на дереве.

Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. — литографии.

Становление европейского лубка связано с такими видами позднесредневековой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничества.

В годы социально-революционных движений лубок использовали как публицистическое оружие — «летучие листки» времён Реформации и Крестьянской войны в Германии, Великой французской революции и др.

Своеобразен русский лубок VIII в., отличающийся декоративным единством композиции и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики.

В XIX в. к образам лубка всё чаще обращались мастера профессионального искусства (А. Венецианов, И. Теребенёв, И. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных войне 1812 г.), или вдохновляющиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О.Домье, Г. Курбе).

Яркой красочностью отличаются восточные лубки (китайские, индийские), первоначально имевшие магический смысл.

Намеренное обращение к формам лубка проявилось в конце XIX-XX в. в творчестве многих художников: А. Дерена, Р. Дюфи, П. Пикассо, мастеров объединения «Мост» в Германии и т. д.

В советском искусстве приёмы лубка были использованы В. Маяковским и др. для создания плакатов и агитационных листов, а также Т. Мавриной для иллюстрирования детских книг.