|
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА —
одна из основных школ древнерусского искусства в XIV — нач. XVI в.
Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества.
Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20-30-х гг. XIV в. обусловила широкий размах культового (Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле), а затем и крепостного строительства (белокаменные стены и башни Московского Кремля).
Московская школа. Рублев, Андрей. Троица. Дерево, грунт, темпера
На основе переработки архитектурных традиций Владимиро-Суздальской школы в конце XIV — начале XV в. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, четырёхстолпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор Троице Сергиевой лавры).
В динамичной, пониженными угловыми частям композиции Спасского собора Андроникова монастыря (1420-1427) заметно влияние южнославянского зодчества.
Широкое распространение в конце XIV в. получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Московской обл., конца XIV— начала XV в.).
Живопись Московской школы в XIV веке развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный», Успенский собор Московского Кремля).
Расцвет Московской школы в конце XIV — нач. XV в. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства.
Формирование в конце XV в. Русского централизованного государства во главе с Москвой определило новый расцвет Московской школы.
При перестройке Московского Кремля творческое сотрудничество местных мастеров с приглашёнными в Москву псковскими (Благовещенский собор, церковь Ризоположения) и итальянскими зодчими (Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительных возможностей древнерусской архитектуры.
Традиции искусства Андрея Рублёва и мастеров его круга во второй половине XV — начале XVI в. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций.
Влияние школы Андрея Рублёва сказалось и в произведениях прикладного искусства Московской школы. Её художественные достижения являются одной из вершин древнерусского искусства, оказав решающее влияние на его дальнейшее развитие.
|
|