начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "М"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
МАЙЯ КУЛЬТУРА 
МАЛИНОВСКИЙ, Бронислав Каспер 
МАМФОРД, Льюис 
МАННГЕЙМ, Карл 
МАНЬЕРИЗМ 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
МАРИНА 
МАРКС, Карл 
МАРКУЗЕ, Герберт 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО 
МАСТАБА 
МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ 
МЕДНЫЙ ВЕК 
МЕДОУЗ, Деннис 
МЕДРЕСЕ 
МЕНГИР 
МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ 
МЕНТАЛЬНОСТЬ 
МЕРТОН, Роберт Кинг 
МЕТАКУЛЬТУРА 
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 
МЕЧЕТЬ 
МИД, Маргарет 
МИКЕНЫ 
МИМЕСИС 
«МИР ИСКУССТВА» 
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 
МИФ 
МИФОЛОГИЯ 
МИФЫ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ 
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
МОДЕРНИЗМ 
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
МОРАЛЬ 
МОРГАН, Льюис Генри 
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА 

 

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА  —

одна из основных школ древнерусского искусства в XIV — нач. XVI в.

Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества.

Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20-30-х гг. XIV в. обусловила широкий размах культового (Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле), а затем и крепостного строительства (белокаменные стены и башни Московского Кремля).

Московская школа. Рублев, Андрей. Троица. Дерево, грунт, темпера
Московская школа. Рублев, Андрей. Троица. Дерево, грунт, темпера

На основе переработки архитектурных традиций Владимиро-Суздальской школы в конце XIV — начале XV в. возникает московский тип белокаменного храма: компактный, четырёхстолпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор Троице Сергиевой лавры).

В динамичной, пониженными угловыми частям композиции Спасского собора Андроникова монастыря (1420-1427) заметно влияние южнославянского зодчества.
Широкое распространение в конце XIV в. получил новый тип небольшого, скромно декорированного храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Московской обл., конца XIV— начала XV в.).

Живопись Московской школы в XIV веке развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный», Успенский собор Московского Кремля).

Расцвет Московской школы в конце XIV — нач. XV в. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства.

Формирование в конце XV в. Русского централизованного государства во главе с Москвой определило новый расцвет Московской школы.

При перестройке Московского Кремля творческое сотрудничество местных мастеров с приглашёнными в Москву псковскими (Благовещенский собор, церковь Ризоположения) и итальянскими зодчими (Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор и др.) дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительных возможностей древнерусской архитектуры.

Традиции искусства Андрея Рублёва и мастеров его круга во второй половине XV — начале XVI в. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций.

Влияние школы Андрея Рублёва сказалось и в произведениях прикладного искусства Московской школы. Её художественные достижения являются одной из вершин древнерусского искусства, оказав решающее влияние на его дальнейшее развитие.