начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "М"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
МАЙЯ КУЛЬТУРА 
МАЛИНОВСКИЙ, Бронислав Каспер 
МАМФОРД, Льюис 
МАННГЕЙМ, Карл 
МАНЬЕРИЗМ 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
МАРИНА 
МАРКС, Карл 
МАРКУЗЕ, Герберт 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО 
МАСТАБА 
МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ 
МЕДНЫЙ ВЕК 
МЕДОУЗ, Деннис 
МЕДРЕСЕ 
МЕНГИР 
МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ 
МЕНТАЛЬНОСТЬ 
МЕРТОН, Роберт Кинг 
МЕТАКУЛЬТУРА 
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 
МЕЧЕТЬ 
МИД, Маргарет 
МИКЕНЫ 
МИМЕСИС 
«МИР ИСКУССТВА» 
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 
МИФ 
МИФОЛОГИЯ 
МИФЫ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ 
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
МОДЕРНИЗМ 
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
МОРАЛЬ 
МОРГАН, Льюис Генри 
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА 

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА  (лат. massa — ком, кусок, множество, и cultura — возделывание, воспитание) —

совокупность явлений культуры XX-XXI вв., характерных для современного общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, интернет, мобильная связь), высокой степенью урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом.

Она порождена техническим прогрессом, массовым притоком в XX в. сельского населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей.

Это понятие характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе и массовое потребление, т. е. подчинение ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией).

Массовая культура предлагает свои усреднённые модели включения человека в социальные механизмы, делает акцент на «усреднённый» уровень развития самых массовых потребителей этой культуры, создаёт единую «выхолощенную» культуру, уничтожая традиционные ценности.

Осмысление массовой культуры как предельного выражения духовной несвободы, средства отчуждения и угнетения человеческой личности характерно для работ О. Шпенглера, А. Швейцера, Э. Фромма, X. Ортеги-и-Гассета, Н. Бердяева.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

индустрия «субкультуры детства» (универсализация воспитания детей, внедрение в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений);

массовая общеобразовательная школа, стандартизирующая научные, философские и религиозные представления, исторический социокультурный опыт на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощённым формам детского сознания и понимания;

средства массовой информации, формирующие общественное мнение в интересах определённого «заказчика»; система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадёжность и желательное электоральное поведение людей;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и т. п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации;

массовые политические движения, вовлекающие людей в массовые политические акции, в своём большинстве далёких от политики и интересов элит;

система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей;

индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную литературу.

Массовая культура стала одной из самых прибыльных отраслей экономики и даже получила названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и др.