начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "М"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
МАЙЯ КУЛЬТУРА 
МАЛИНОВСКИЙ, Бронислав Каспер 
МАМФОРД, Льюис 
МАННГЕЙМ, Карл 
МАНЬЕРИЗМ 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
МАРИНА 
МАРКС, Карл 
МАРКУЗЕ, Герберт 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО 
МАСТАБА 
МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ 
МЕДНЫЙ ВЕК 
МЕДОУЗ, Деннис 
МЕДРЕСЕ 
МЕНГИР 
МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ 
МЕНТАЛЬНОСТЬ 
МЕРТОН, Роберт Кинг 
МЕТАКУЛЬТУРА 
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 
МЕЧЕТЬ 
МИД, Маргарет 
МИКЕНЫ 
МИМЕСИС 
«МИР ИСКУССТВА» 
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 
МИФ 
МИФОЛОГИЯ 
МИФЫ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ 
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
МОДЕРНИЗМ 
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
МОРАЛЬ 
МОРГАН, Льюис Генри 
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА 

 

МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ  (лат. mentalis — умственный, лат. cultura — возделывание, воспитание) —

понятие, введённое Питиримом Сорокиным для обозначения главной составляющей любой социокультурной системы, поскольку именно он как способ миропонимания навязывает иерархию ценностей, определяет критерии истины.

П. Сорокин выделяет два противоположных типа культурного менталитета:

1) умозрительный менталитет (идейный, идеократический) — мир вечен, имеет духовную сущность, не доступную для чувственного познания; наиболее важными являются духовные потребности, а физические импульсы могут быть подавлены или ограничены; прогресс, самосовершенствование заключаются в умении овладеть инстинктами и влечениями; ценности имеют вечный, неизменный и самодостаточный характер; истину можно постичь только через мистическое переживание, интуицию, веру, откровение; искусство должно отражать религиозные явления, служить созерцанию; деньги и собственность являются только средством достижения высших целей;

2) чувственная культура — мир материален и доступен познанию его человеческим разумом; важнейшими являются физические потребности, и надо стремиться к их максимальному, гедонистическому удовлетворению; прогресс заключается в овладении окружением, в господстве над природой и другими людьми; ценности имеют изменчивый и относительный характер, инструментально подчинены поискам удовольствия и счастья; истина достигается в экспериментах, наблюдениях, на логических основах; искусство должно составлять чувственное наслаждение и служить средством развлечения; богатство (и способность разбогатеть) является добродетелью и мерой ценности человека.

Между ними как переходный выделяется еще средний тип культурного менталитета — идеалистический. История человечества представляется как цикл изменений культурного менталитета: от умозрительного через идеалистический к чувственному и обратно от чувственного через идеалистический к умозрительному (идеократическому).

Например, в европейском цикле эпоха VIII-VI вв. до н. э. — это эпоха умозрительного менталитета, Греция V в. до н.э. — это переходный период, период господства идеалистического менталитета.

Древний Рим — от IV в. до н. э. до IV в. н. э. — это чувственная эпоха; потом до VI в. продолжается идеалистический, переходный период, а от VI до XII в. снова господствует идеократический, умозрительный менталитет; конец средневековья (XII-XIV вв.) — переходный период идеалистического менталитета, а от раннего Возрождения XIV в. до наших дней продолжается очередная эпоха чувственности, которая на наших глазах превращается в идеалистическую эпоху, чтобы в будущем снова вступить в идеократическую фазу.

П. Сорокин приветствует эту фазу с большим энтузиазмом, выступает как критик и противник технической, чувственной цивилизации, массовой культуры, урбанизации и всех иных проявлений « крайне распущенной современности».