|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО —
род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже — природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную, идейно-образную завершённость.
К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры).
Выступая в синтезе с архитектурой, произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля.
Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий.
Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства. Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм.
Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов, придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально-декоративным искусством.
Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.
Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщённые формы и обычно создаются из долговечных материалов.
Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей.
С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности.
Монументальное искусство используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов.
Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и другие в эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).
|
|