начало раздела  А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Культура справочник - словарь. "М"

культура основные термины, учения, течения; история культуры; функции культуры; человек и культура

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ 
МАЙЯ КУЛЬТУРА 
МАЛИНОВСКИЙ, Бронислав Каспер 
МАМФОРД, Льюис 
МАННГЕЙМ, Карл 
МАНЬЕРИЗМ 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
МАРИНА 
МАРКС, Карл 
МАРКУЗЕ, Герберт 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО 
МАСТАБА 
МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ 
МЕДНЫЙ ВЕК 
МЕДОУЗ, Деннис 
МЕДРЕСЕ 
МЕНГИР 
МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ 
МЕНТАЛЬНОСТЬ 
МЕРТОН, Роберт Кинг 
МЕТАКУЛЬТУРА 
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 
МЕЧЕТЬ 
МИД, Маргарет 
МИКЕНЫ 
МИМЕСИС 
«МИР ИСКУССТВА» 
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 
МИФ 
МИФОЛОГИЯ 
МИФЫ АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ 
МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ 
МОДЕРНИЗАЦИЯ 
МОДЕРНИЗМ 
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 
МОРАЛЬ 
МОРГАН, Льюис Генри 
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА 

 

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО  —

род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже — природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную, идейно-образную завершённость.

К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры).

Выступая в синтезе с архитектурой, произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля.

Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий.

Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства. Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм.

Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов, придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально-декоративным искусством.

Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.

Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщённые формы и обычно создаются из долговечных материалов.

Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей.

С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности.

Монументальное искусство используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов.

Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и другие в эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).